БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phone Москва и обл: 8 (495) 109-30-96
phone Санкт-Петербург и обл: 8 (812) 209-31-74
phone По всей России: 8-800-511-20-10
👁 188

Куда обращаться при навязывании услуг потребителю? | Советы эксперта

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 11 минут
АА

Нередко граждане сталкиваются с тем, что им навязывают ненужные услуги. Подобные предложения особенно распространены при получении кредита и в сфере страхования. Законодательство защищает права граждан. Рассмотрим, если происходит навязывание услуг потребителю, куда обращаться, и как составить жалобу.


Нормативная база

Нормативная база Основным нормативно-правовым документом является закон № 2300-1 от 07.02.1992. Нормативно-правовой акт регулирует отношения между потребителем и продавцом или компанией, предоставляющей услуги.

В ст. 16 Закона № 2300-1 устанавливаются следующие нормы:

  • дополнительная услуга не может быть оказана без согласия потребителя;
  • в договор нельзя включать условия, ущемляющие права покупателя или заказчика;
  • при приобретении товара или услуги навязывание дополнительного сервиса запрещено.
Статья 426 ГК РФ содержит правило о том, что организация не может отказать потребителю в заключении публичного договора без весомых оснований.

Когда услуга считается навязанной?

Когда услуга считается навязанной Продавцы могут навязывать услуги различными способами. Если потребитель не нуждается в дополнительном сервисе, а его вынуждают подписать договор, то это противозаконно.

Необходимо отличать навязанную услугу от акций и маркетинговых кампаний. В последнем случае покупатель добровольно дает согласие, так как получает реальную выгоду от предложения.

Право потребителя заключается в том, что он должен получить полную информацию о товаре или услуге по своему требованию. На покупателя не должно оказываться внешнее давление. В договоре нельзя указывать невыгодные для потребителя условия, ущемляющие его права или интересы.


Ответственность, если услугу навязали

Ответственность Ответственность за навязанную услугу установлена в ст. 14.8 КоАП РФ. Если нарушение выявлено, то организации или предпринимателю придется заплатить штраф.

Его размер составляет:

  • от 1 до 2 тысяч руб. на руководителя;
  • от 10 до 20 тысяч руб. на юридическое лицо.

Если потребитель обратится в суд, то согласно Закона № 2300-1 от 07.02.1992 он вправе требовать возмещение убытков, которые возникли из-за навязанного сервиса, компенсацию морального вреда. Если вина продавца будет доказана, то ему может быть выписан штраф в размере половины от суммы иска.

➟ по телефону

Дополнительный сервис нередко навязывается по телефону. Если гражданин не давал согласия на получение рекламы таким способом, то он может сослаться на Закон № 38-ФЗ от 13.03.2006.

Чтобы остановить смс-рассылки или нежелательные звонки необходимо обратиться в компанию. Встречается, что потребители сами дают согласие на рекламу, заполняя анкету в магазине, при регистрации на сайте или в приложении. Если гражданин обратится с просьбой прекратить рассылки, то компания обязана выполнить его просьбу. В противном случае можно подать жалобу в вышестоящие инстанции.

➟ при получении кредита

Когда оформляется кредит, сотрудники банка нередко предлагают платную страховку. Услуга считается навязанной, если в условиях договора прописано, что без этого клиент финансовой организации не получит займ.

Страхование является обязательным, если кредит оформляется под залог недвижимости. Во всех остальных ситуациях клиент может отказаться от услуги.

Договор будет считаться невыгодным для заемщика на следующих основаниях:

  • страховка прописана как обязательное условие для выдачи кредита;
  • клиент не может самостоятельно выбрать страховую компанию;
  • отсутствует пункт о способе оплаты дополнительного сервиса;
  • при оплате страховки предоставляются более выгодные условия выдачи кредита.
Если клиент не согласился на дополнительную услугу, а она прописана в договоре, то документ можно расторгнуть. Сумма страховки будет возвращена гражданину.

➟ при покупке полиса ОСАГО

Навязывание дополнительных услуг практикуется при оформлении полиса ОСАГО. Обычно это предложение застраховать жизнь или имущество. Если клиент отказывается от сервиса, то представитель компании может отказаться от оформления полиса, ссылаясь на различные причины.

Потребитель имеет право обратиться с претензией к руководителю организации или в вышестоящие инстанции.

Ст. 15.34.1 КоАП РФ предусматривает следующие размеры штрафов для страховых компаний за необоснованный отказ от заключения договора или навязывание дополнительных услуг:

  • 20-50 тыс. руб. на должностное лицо;
  • 100-300 тыс. руб. на компанию.

Нужно учитывать, что в качестве должностных лиц выступают агенты, брокеры и другие сотрудники компании, которые ответственны за заключение страховых договоров.

➟ оператор связи

Потребители могут столкнуться с тем, что оператор сотовой связи в одностороннем порядке включил в оплату тарифа дополнительную платную опцию. Такие действия считаются незаконными. Обычно они выявляются, когда сумма оплаты связи превышает обычную.

Потребитель имеет право обратиться с претензией к оператору, чтобы он отключил услугу. Если это не помогло, то можно писать заявление в вышестоящие инстанции.


Как отказаться от навязанной услуги?

Как отказаться от навязанной услуги Если услуга все же была навязана, покупатель может отказаться от нее. Например, при заключении договора страхования при оформлении кредита у покупателя есть 14 дней для расторжения договора (период охлаждения).

В этот период страхования компания обязана расторгнуть договор и вернуть деньги по письменному заявлению покупателя.


Как составить жалобу?

Как составить жалобу Куда обращаться при навязывании услуг потребителю зависит от того, кто нарушает. При отказе в заключении договора ОСАГО можно подать жалобу в Российский союз автостраховщиков. Если нарушение со стороны финансовой организации, то можно обратиться в Центробанк. При навязывании услуг операторами сотовой связи жалоба пишется в Роскомнадзор.

Заявление на неправомерные действия может быть передано и в следующие государственные структуры:

Изначально следует подать досудебную претензию в страховую компанию по ОСАГО.

Для этого составляется письменная претензия, в которой указывается:

  • информация о заявителе;
  • наименование организации, куда направляется документ;
  • данные о сотруднике, допустившем нарушение;
  • обстоятельства конфликта;
  • требования заявителя;
  • перечень прилагаемых документов.

Если обращение не дало результата, то необходимо направить претензию в вышестоящие инстанции.

Заявление может быть подано следующими способами:

  1. лично;
  2. через представителя;
  3. заказным письмом с уведомлением;
  4. через официальный сайт госструктуры.

При оформлении претензии необходимо учитывать общие требования, указанные в Законе № 59-ФЗ от 02.05.2006. Обращение не может быть анонимным. В претензии в обязательном порядке прописываются сведения о заявителе. В противном случае она не будет рассматриваться органами власти.

В заявлении должны быть указаны все обстоятельства дела, в том числе какие были нарушены права, кем и по отношению к кому. В тексте не должны быть угрозы, ненормативная лексика. В конце заявления ставится дата и личная подпись.

На рассмотрение претензии госслужащим дается 30 дней. Заявитель должен получить письменный ответ о принятых мерах. Он направляется заказным письмом на указанный адрес или через e-mail.


Обращение в суд

Обращение в суд Если жалоба в вышестоящие ведомства не дала результата, то потребитель может обратиться в суд. Иск подается и в случае, если гражданин понес финансовые затраты в связи с навязанным сервисом.

Внимание! Потребителю не требуется оплачивать госпошлину, если взыскиваемая сумма менее 1 000 000 руб.

Иск подается мировому судье, когда требования не превышают 50 000 руб. При сумме выше дело рассматривается в районном суде.


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей Как потребителю уберечься от навязывания услуг?

Потребитель должен помнить, что он имеет право отказаться от дополнительных опций, которые ему не нужны. Если продавец активно предлагает сервис и отказывается продать без него товар или оказать услугу, то покупатель может обратиться в вышестоящие органы.


Подводные камни

Подводные камни Потребителям необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Каждый случай, когда требуется защита прав покупателей индивидуален. Поэтому при составлении претензии необходимо указывать нормативно-правовые акты, нарушенные продавцом или исполнителем услуги. Для составления претензии могут потребоваться юридические знания. Поэтому рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистами.
  2. Банки могут предлагать страховку при наступлении определенных обстоятельств. Если эта услуга будет отдельной и не включаться в общий договор получения займа, то она считается совершенно законной.
  3. Потребитель может оформить страхование жизни и здоровья при получении полиса ОСАГО. Но эта услуга не должна быть навязана. Если клиент откажется от оплаты дополнительных опций, то это не является основанием для отказа в оформлении ОСАГО. При выявлении нарушений потребитель может обратиться в вышестоящую организацию. Если вина страхового агента будет подтверждена, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Заключение

Подведем итоги:

  • Исполнитель или продавец не имеют право навязывать дополнительные услуги потребителю при заключении договора.
  • Покупатель может отказаться от невыгодных для него условий.
  • Если услуга навязывается, то гражданин имеет право обратиться с претензией в вышестоящие инстанции, в том числе Роспотребнадзор и прокуратуру.
  • Сотрудники государственных служб должны рассмотреть заявление в течение 30 дней. При необходимости на его основании проводится проверка.

Потребители не всегда хорошо знают свои права. Если необходимо подать иск, то рекомендуется проконсультироваться с юристами. Они помогут в составлении заявления и подготовке к судебному процессу.