При покупке бракованного товара потребитель может вернуть его и потраченные средства. Но если ему в этой ситуации был нанесен моральный вред, он может обратиться в суд для получения компенсации. Под моральным вредом подразумеваются физические или нравственные страдания, которые понес гражданин (статья 151 ГК РФ). Рассмотрим основания для обращения в суд и порядок процедуры.
Содержание
Кто имеет право на компенсацию морального вреда?
В соответствии с законом «О защите прав потребителей» компенсировать моральный вред не получится. Ориентироваться необходимо на Гражданский кодекс РФ.
Потребовать компенсацию морального вреда вправе следующие лица:
- первичные покупатели;
- заказчики товаров, услуг;
- вторичные потребители;
- посредники (продавцы);
- иные граждане.
Как доказать причиненный моральный вред?
Гражданину важно доказать факт причинения страданий.
Подтвердить это можно несколькими способами:
- Наличие сделки между покупателем и продавцом. Доказать это можно с помощью договора купли-продажи, чеков, квитанций.
- Факт нарушения прав потребителя. Ориентироваться необходимо на ЗОЗПП.
- Факт причинения морального вреда. Подтверждение моральных или физических страданий.
- Обстоятельства, позволяющие рассчитать сумму возмещения.
Подтвердить данные факты можно письменными документами, актами после проверки Роспотребнадзора. Также продавец сам может признать вину.
Доказать физические страдания можно справкой из медицинского учреждения. Подтвердить факт нравственных мучений можно также документом от специалиста. В нем должны быть указаны психоэмоциональные нарушения.
Алгоритм действий
Компенсация морального вреда проводится в судебном порядке. Но предварительно можно попробовать мирно решить конфликт со второй стороной.
Досудебная претензия
При покупке некачественного товара на имя руководителя магазина подается претензия. После рассмотрения документа представители выносят решение согласиться с требованиями или отказать в удовлетворении.
Вернуть деньги за товар легче. Компенсировать моральный вред добровольно магазины отказываются. Доказать данный факт без суда сложно. Поэтому нередко требуется судебное разбирательство. Если же магазин отказывается возвращать деньги за товар, подачи иска не избежать.
Обращение в суд
При обращении в суд составляется иск. Истцу необходимо присутствовать в момент рассмотрения дела. Это увеличит шансы на успех. Ведь помимо сухих доказательств суд может оценить моральные страдания.
Образец искового заявления
При составлении искового заявления необходимо указать следующие данные:
- наименование судебного органа, который будет рассматривать заявление;
- личные данные истца и ответчика (фамилия, имя, отчество, адрес проживания, телефон; наименование юрлица, данные ИП, адрес);
- обстоятельства покупки;
- обнаруженные недостатки;
- факт нанесения продавцом морального вреда;
- доказательная база (документы, подтверждающие страданий истца);
- цена иска (сумма, которую истец требует от ответчика);
- перечень прилагаемых документов;
- дата составления;
- подпись.
Документы к иску
В соответствии со статьей 132 ГПК РФ истцу потребуется приложить следующие документы:
- удостоверение личности;
- копии исков по количеству участвующих в деле лиц;
- медицинские заключения;
- свидетельские показания;
- договор купли-продажи;
- претензия;
- ответ на претензию.
Квитанция об оплаты госпошлины не прилагается. В соответствии со статьей 17 ЗОЗПП и НК РФ, истец освобождается от уплаты пошлины.
Судебная практика
Каждое дело рассматривается в индивидуальном порядке. Суд ориентируется на сложность ситуации, последствия продажи некачественного товара.
Как показывает судебная практика, потребителям не всегда удается получить компенсацию морального вреда в том размере, на какой они рассчитывают. Так, Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края решением взыскал с ответчика ООО «МВМ» 1750 рублей в качестве компенсации. При этом истица Л. просила компенсировать 5000 рублей. Суд счел запрошенную сумму завышенной.
Вопросы наших читателей
Как рассчитать размер компенсации?
Гражданин вправе сам определить, какой будет цена иска с учетом своего состояния. Моральный вред не оценивается ущербом, понесенными убытками. Данные понятия относятся к материальному вреду.
Суды руководствуются критериями разумности, справедливости. Они учитывают степень нанесенного вреда, обстоятельства дела. Судья может ограничить размер компенсации.
Подводные камни
Получить компенсацию морального вреда может быть проблематично.
Это зависит от нескольких факторов:
- Сложность доказывания нанесенного вреда. Материальный вред подтвердить легче, в отличие от нестабильности психоэмоционального состояния.
- Продавец может согласиться компенсировать ущерб за некачественный товар. Но моральный вред часто отказываются возмещать. Придется доказывать отдельно его наличие.
- Потребителю может быть непросто составить исковое заявление, собрать требуемые документы.
Заключение
После рассмотрения темы стоит сделать несколько выводов:
- Понятие морального вреда относится к Гражданскому кодексу РФ.
- Компенсацию морального вреда можно получить, если гражданин пострадал морально или физически после покупки бракованного товара.
- Предварительно можно попробовать решить вопрос мирно, обратившись к продавцу. Если он не пойдет на уступки, следует обращаться в суд.
- Важно представить доказательства нанесения морального вреда.
- Цена иска определяется заявителем, но может быть скорректирована судом.
Споры по нарушению прав потребителей легко решаются при обращении к грамотным юристам. Специалисты нашего сайта готовы подробно проконсультировать вас. Они помогут составить заявление, собрать необходимые документы.