БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 3 643

Как написать жалобу в Центробанк на действия банков, страховых компаний и МФО?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Екатерина Ларионова
Время на чтение: 7 минут
АА

При нарушении прав граждан можно обратиться в вышестоящие контролирующие инстанции. Одной из них является Центробанк. Он регулирует деятельность кредитных учреждений и МФО, а также страховых компаний. Жалоба в Центробанк составляется с учетом требований и может быть передана несколькими способами.


На страховую компанию

жалоба на страховую компаниюОсновным средством влияния не недобросовестных страховщиков является жалоба в вышестоящие органы.

Имеются различные поводы для обращения, с которыми сталкиваются страхователи:

  • отказ в оформлении договора страхования ОСАГО, который является обязательным для всех автовладельцев;
  • навязывание дополнительных страховых услуг при оформлении полиса ОСАГО;
  • невозможность решить вопрос, касающийся выплат, со страховщиками при наступлении страхового случая;
  • перечисление меньшей суммы или отказ в ее выдаче;
  • игнорирование сроков рассмотрения заявления и выплаты средств;
  • отказ в принятии заявления на выплату при наступлении страхового случая;
  • незаконное повышение страховой премии;
  • выполнение некачественного ремонта машины;
  • неправильное установление КБМ для определения размера скидки;
  • отказ в оформлении полиса за счет высоких показателей по КБМ;
  • нарушение порядка выдачи электронных полисов.

Эти основания имеются в рамках автострахования. Но жалоба на страховую компанию может быть подана и при иных правонарушениях. Спор между сторонами может возникнуть при неправильно проводимой процедуре страхования жизни, здоровья, имущества. В любом случае проблема может быть решена через ЦБ РФ.


На банк

жалоба на банкВ соответствии с ФЗ №86 «О Центральном банке РФ» осуществляется контроль Центробанка за работой кредитных учреждений. При проведении проверки и выявлении нарушений ЦБ вправе применить санкции к банку.

Жалоба на банк подается при наличии нескольких оснований.

  1. Проблемы кредитования физических лиц и учреждений. К ним относят повышенные процентные ставки, навязывание дополнительных услуг, неправомерное списание средств в счет долга, большой размер пени и штрафов. Также наказывается передача персональных данных клиента.
  2. Споры по вкладам и депозитам. Проблема может быть связана с неправильным установлением накопленной суммы, невозможностью получить ее на руки.
  3. Нарушение сроков выпуска банковской карты, незаконная ее блокировка, списание средств с карты.
  4. Проблемы, связанные с переводом средств: потеря платежа, нарушение сроков перечисления. Распространена подача заявлений в Центробанк о мошенничестве, связанном с незаконным переводом денег со счета.
  5. Ситуации, связанные с формированием кредитной истории клиента. К ним относят невозможность получения сведений, обнаружение ошибочно внесенных данных.
  6. Качество обслуживания. Подать жалобу на действия банка можно при хамстве, оскорблениях со стороны сотрудников банка. К этой же категории можно отнести допущение халатности в работе, плохой сервис.

Любая незаконная деятельность может быть проверена. Если нарушения серьезны, то санкции будут такими же. Предусматривается административная, гражданская и уголовная ответственность за нарушивших закон сотрудников банка. Наказание назначается и для всего банковского учреждения.


На микрофинансовые организации

жалоба на микрофинансовые организацииМикрофинансовые организации ведут деятельность, которая регулируется законодательством и контролируется Центробанком России. Для защиты прав гражданин может подать жалобу на МФО.

Сделать это можно в следующих случаях:

  • нарушение условий договора кредитования (например, повышение процентной ставки без согласия кредитуемого);
  • установление незаконных комиссий;
  • наложение запрета на досрочное погашение займа;
  • отражение в договоре пунктов, противоречащих законодательству;
  • передача личных данных третьим лицам;
  • угрозы заемщикам;
  • навязывание дополнительных услуг;
  • изменение пунктов договора уже после его подписания.
Справка! Пожаловаться на МФО в ЦБ РФ можно только в случае, если организация включена в официальный реестр.

Правила составления жалобы в Центробанк

правила составления жалобыДля своевременного решения проблемы нужно правильно составить жалобу. Если документ передается онлайн способом, то описывается только суть. При личном или почтовом обращении требуется составить бумагу в соответствии с установленной формой (образец жалобы).

В документе нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество заявителя;
  • адрес регистрации;
  • контактный номер;
  • адрес электронной почты.

При написании текста нужно придерживаться делового стиля. События прописываются в хронологическом порядке. Отражаются существенные детали, даты, имена ответственных сотрудников, ссылки на документы. Копии бумаг прикладываются к обращению.

Если ранее гражданин обращался к руководству банка для решения проблемы, но не получил результата, прикладываются сама претензия и ответ банка.

При обращении на неправомерные действия сотрудников стоит привлечь свидетелей. Их показания вносятся в перечень документов.

Обязательно нужно прописать просьбу, выраженную гражданином. В конце отмечается удобный вариант получения ответа.

Все факты нарушений должны быть подкреплены законодательными нормами. Брать информацию можно только из официальных источников.

Жалоба составляется от руки или на компьютере. Но в любом случае она должна быть подписана заявителем, иметь дату составления.


Как подать жалобу в ЦБ РФ?

как подать жалобуПодача жалобы осуществляется несколькими способами. Сделать это можно онлайн через интернет, при личном посещении ЦБ РФ или по почте.

Через интернет

Самым быстрым способом является обращение через интернет. Документ рассматривается в краткие сроки.

Порядок подачи жалобы следующий.

  1. Необходимо ввести адрес официального сайта Центробанка http://www.cbr.ru/.
  2. Сверху пользователям представлена кнопка «Интернет-приемная».
  3. После перехода в раздел можно сформировать жалобу, задать вопрос или внести предложение. Необходимо выбрать вариант с жалобой.
  4. Обязательно указывается тема. Система предлагает на выбор несколько пунктов: кредитование, вклады, банковские карты, кредиты.
  5. Вводится полное наименование банка-кредитора, страховой компании, МФО. Если жалоба подается на несколько организаций, можно добавить дополнительные поля.
  6. В основной части подробно прописывается суть претензии.
  7. Для оперативного решения указывается регион, куда должна быть направлена жалоба.
  8. При проблемах с кредитами вводится номер договора, прикладываются подтверждающие документы.
  9. Заявитель должен дать согласие с ознакомлением с информацией о порядке рассмотрения электронных обращений. После этого документ отправляется на рассмотрение.

Обращение в офис

Гражданин вправе самостоятельно передать жалобу, обратившись непосредственно в ЦБ РФ. Центральный офис расположен по адресу: г. Москва ул. Сандуновский переулок дом 3, строение 1. Работает организация с 10 до 16 часов.

Также можно выбрать региональные представительства по месту проживания заявителя и расположения банка. Для уточнения адреса нужно зайти на сайт Центробанка.

Документ подается в двух экземплярах. Второй помечается подписью уполномоченного сотрудника, печатью с датой и входящим номером. С этого момента ведется отсчет срока, допустимого для рассмотрения.

Предварительно можно проконсультироваться по вопросам подачи жалоб. Сделать это можно по телефону горячей линии 8 800 250 40 72.

Почта России

Направить жалобу можно по почте по адресу: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016. Нужно приложить копии документов, подтверждающих прописанную в обращении ситуацию. Передается комплект заказным письмом с уведомлением о вручении.

Составить нужно 3 экземпляра жалобы. Один остается на руках заявителя, а два других передаются в центральное и региональное отделения.

Внимание! Срок рассмотрения обращения увеличится. Это обусловлено дополнительными днями для доставки пакета.

Срок рассмотрения

сроки рассмотренияСрок рассмотрения жалобы установлен законодательно. Он составляет 30 дней с момента официального получения документа. Дополнительно отводится 3 дня на регистрацию поступивших обращений и отправку ответа.

Иногда сроки могут быть продлены, если требуется сбор дополнительных сведений сотрудниками ЦБ РФ. Максимально продлить срок можно на 30 дней. После этого обязательно должен быть дан ответ.


Если проблема через ЦБ РФ не решена

Если проблема через ЦБ РФ не решенаНе всегда Центробанк удовлетворяет требования гражданина.

Если ответ не устроил заявителя, он вправе обратиться в другие контролирующие органы:

Жалоба в ЦБ РФ подается при нарушении прав как физических, так и юридических лиц. Связаны ситуации могут быть как с кредитной сферой, так и услугами страхования. Важно иметь законные основания для обращения. После передачи документа удобным для заявителя способом, ответ должен быть дан в течение 30 дней.