БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8 (499) 938-71-62
phoneСанкт-Петербург и обл: 8 (812) 425-62-33
phoneПо всей России: 8-800-511-38-21
👁 195

Как правильно подать жалобу в ФАС?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!

Порядок проведения закупок для федеральных и региональных нужд регулируется на государственном уровне. Но не все организации соблюдают его в полной мере. Если предприниматель посчитает, что при отборе победителя были нарушены его права, составляется жалоба в ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Важно знать, как правильно сделать это, сколько будет рассматриваться обращение.


Деятельность ФАС

деятельность ФАСФедеральная антимонопольная служба является органом исполнительной власти. Она контролирует ход проведения госзакупок, конкуренцию на рынке, в том числе и финансовых услуг, субъектов монополий и рекламы.

Деятельность организации может быть полезной как обычным физическим лицам, так и юрлицам. В сфере государственных закупок самой распространенной причиной обращения является наличие ошибок в документах или неправомерные действия заказчика. Для восстановления прав требуется грамотно составить жалобу и направить ее на рассмотрение.


Кто и в каком случае может пожаловаться?

в каком случае можно пожаловатьсяОрганизации, участвующие в торгах, контролирующие учреждения и юридические лица имеют право на обжалование решения, совершение действий или бездействие следующих лиц:

  • заказчика;
  • оператора, организовавшего электронную площадку;
  • членов аукционной комиссии;
  • контрактного управляющего.

Обращения рассматриваются ФАС России в соответствии с ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года. В нем не прописывается список нарушений, дающих право на подачу жалобы. Но определить, допустимо ли обратиться в орган, можно на основании КоАП РФ.

Причинами подачи жалобы могут быть нарушения, связанные с неправомерным:

  • порядком установления исходной цены контракта;
  • способом определения победителя торгов;
  • процедурой, длительностью рассмотрения заявок в ходе закупки;
  • сроками оглашения информации через ЕИС;
  • порядком рассмотрения заявок;
  • действиями или бездействием организаторов, операторов при продаже имущества должника в рамках процедур установления банкротства;
  • возвратом обеспечения, блокировки операций по счету участвующей в тендере организации;
  • составлением контракта;
  • проведения аукциона;
  • предоставлением пакета документов, составлением технического задания.

Также пожаловаться на заказчика можно за отклонение первой части заявки на участие в тендере, не имеющее законных оснований. Запретить участвовать в аукционе можно только по отраженным в нормативно-правовых актах причинам. Если нормы не соблюдаются, составляется жалоба на отклонение заявки.

При нарушении закона ФЗ №135 от 26 июля 2007 года можно пожаловаться на недобросовестную конкуренцию или на ограничение конкуренции. Данные действия являются противоправными и могут стать основанием для обращения в ФАС.

Отдельно оформляются жалобы, связанные с технической частью процедуры. Если организация не смогла принять участие в торгах по причине нарушений порядка технологического присоединения или иных моментов, может быть передан на рассмотрение соответствующий документ.

Обратиться с жалобой в ФАС можно и на участника торгов. Это предусматривается, если компания незаконно использует не принадлежащий ей товарный знак, нарушает требования закона «О рекламе».


Куда подавать обращение?

как подавать обращениеОрган, который будет рассматривать обращение, устанавливается в соответствии с причиной жалобы.

  1. Если гражданин оспаривает действия заказчика, осуществляющего закупки по закону № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года, то нужно обратиться в территориальный орган ФАС – УФАС.
  2. При оспаривании действий оператора ЭТП жалоба направляется в федеральное отделение ФАС.

Если будет допущена ошибка, то обращение все равно будет принято. В течение одного дня оно передается в нужное управление.

Справка! Если контракт заключен или имеются несогласия с вынесенным ФАС решением, то нужно подать иск в Арбитражный суд.

Срок подачи

сроки подачиВажно знать, сколько дней отводится на обращение в ФАС с жалобой.

Сроки подачи могут меняться в зависимости от оснований.

  1. На жалобы на действия заказчика до заключения контракта отводится 10 дней с момента, когда размещается итоговый протокол.
  2. При подаче жалобы на документы нужно соблюдать сроки обращения. Сделать это можно до окончания подачи заявок.
  3. Если договор не был заключен, пожаловаться на организатора можно в течение 3 месяцев после подведения итогов.
  4. Пожаловаться на действия или их отсутствие ЭТП, связанные с процедурой аккредитации, можно в течение 30 дней после их наступления.

Как подать жалобу

как подать жалобуПеред тем, как подать жалобу нужно попробовать решить вопрос мирным путем. Можно попросить заказчика разъяснить каждый пункт закупочных документов. Иногда этого достаточно, чтобы урегулировать спор.

Нужно проверить, чтобы другой участник спора не подал аналогичную жалобу. В противном случае ФАС не будет рассматривать заявление.

При отсутствии единого мнения составляется жалоба, которая может быть направлена по почте, передана лично. Также допускается онлайн оформление через интернет. Процедура проводится бесплатно, поэтому госпошлина не вносится.

Читайте также:  Как составить претензию по договору оказания услуг?

Составление документа

Документ составляется в письменном виде. На нем обязательно должна стоять личная подпись гражданина или электронная подпись.

На сайте ФАС имеется подробная инструкция по написанию жалобы. Также можно найти пример документа и оформить свой по образцу.

В жалобе должны быть отражены следующие основные моменты.

  1. При обращении юрлица – название организации, ее адрес, ФИО руководителя. Если документ подается гражданином, то отмечаются ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
  2. Указываются данные лица, организации, действия или бездействия которых подлежат обжалованию.
  3. Отражаются сведения о закупке, если таковые имеются.
  4. В соответствии с законодательными нормами прописываются основания для обращения. Все пункты подтверждаются документально.
  5. В конце отмечается перечень приложенных документов.
  6. Обязательно ставится подпись составителя или ЭЦП, если документ оформляется онлайн в электронном виде.

Организация, уполномоченное лицо вправе самостоятельно составить жалобу или обратиться с заявкой в специализированную фирму. В этом случае стоимость оформления документа составит от 4 500 рублей.

Электронное обращение

Гражданин вправе подать электронное обращение онлайн через официальный сайт ФАС, по электронной почте организации.

На сайте органа имеется форма анкеты, которую нужно заполнить заявителю. Дополнительно можно приложить документы, подтверждающие наличие оснований для жалобы. Ответ будет дан гражданину по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

Направить обращение можно через Госуслуги. Пользователь должен иметь верифицированный личный кабинет для передачи жалобы. Анонимно обратиться через портал Госуслуги не получится.

Внимание! Все документы, которые передаются через интернет, проверяются сотрудниками ФАС. Жалоба не может быть анонимной, иначе на нее не будет дан ответ органа.

В личном кабинете можно отследить статус обращения. Ответ гражданину поступит по указанной в заявлении электронной почте.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ФАС

Источник инфографики.


Сколько будет рассматриваться?

время рассмотренияПо существу, согласно ч. 14 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба рассматривается в течение 7 дней. После поступления обращения гражданина ФАС назначает место и дату рассмотрения дела в течение 2 рабочих дней. Все стороны оповещаются об этом в законном порядке.

Сроки рассмотрения жалобы составляют 5 дней. Отсчет начинается со следующего дня после поступления документа.

Решение выносится в течение 3 рабочих дней после его оглашения. Сведения о процессе и итоге размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru.


Возможные итоги рассмотрения

итоги рассмотренияПосле обращения ФАС может вынести различные решения. В зависимости от этого выбираются дальнейшие действия гражданина.

Жалоба не принята

ФАС может вынести решение оставить жалобу без рассмотрения.

Это предусматривается при:

  • несоответствии ее правилам, отраженным в ФЗ №44;
  • отсутствии подписи уполномоченного лица;
  • пропуске сроков обращения;
  • наличии решения ФАС или судебного органа по тем же основаниям.

Участник вправе повторно обратиться с жалобой, когда будут исправлены ошибки по содержанию и оформлению. Также возможна подача искового заявления в суд.

Признание жалобы обоснованной

Не все обратившиеся знают, где посмотреть вынесенное решение. Оно публикуется на официальном сайте ФАС. Если оно вынесено в пользу составителя, то может быть сделано предписание заказчику:

Предписание может быть не выдано. Например, это возможно, если нарушения не изменили результатов определения поставщика, договор уже заключен с победителем.

Признание жалобы необоснованной

Если жалоба признается необоснованной, результаты также публикуются на сайте.

При этом не будут отмечаться предписания заказчику.

  • внести новую цену, иные измененные моменты в закупочные документы;
  • произвести отмену протокола подведения итогов;
  • аннулировать результаты конкурса и др.

В документе отражаются законодательные нормы, которые были рассмотрены комиссией. Если гражданин не согласен с решением, он может обратиться в суд в течение 3 месяцев.


Реестр недобросовестных поставщиков

реестр недобросовестных поставщиковФАС ведет особый реестр, куда вписываются данные о недобросовестных подрядчиках, исполнителях, поставщиках.

Занесение в него возможно при:

  • уклонении от заключения контракта;
  • расторжении отношений с организацией по решению суда;
  • нарушении условий контракта и одностороннем отказе заказчика от его исполнения.

Чтобы внести участника в базу, составляется заявление в ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков. После подтверждения данных службой сведения о компании размещаются в ЕИС. Услуги по ознакомлению с ними бесплатны.

Жалоба в ФАС может быть подана при нарушении порядка оформления документации, проведения торгов, неправомерных действиях оператора. Обратиться с ней нужно в установленный в зависимости от оснований срок. Если доказательства будут приняты судом, он удовлетворит жалобу и составит предписание заказчику. При отклонении возможно обращение в суд. Если обращение не соответствует установленным нормам, оно не будет принято.