Жалоба на начальника: руководству, в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в суд
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 2 535

Как написать жалобу на начальника и куда ее подать?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Екатерина Ларионова
Время на чтение: 11 минут
АА

Каждый человек может столкнуться с проблемами с начальством. Если руководитель превышает свои полномочия и нарушает права сотрудника, то работник имеет право на защиту своих прав. Рассмотрим, как оформляется жалоба на начальника, и куда ее можно направить.


По каким причинам составляют жалобу на руководителя?

По каким причинам составляют жалобу на руководителяНаписать заявление можно по нескольким причинам.

Среди них отмечают:

  • принуждение к труду в нерабочее время;
  • несоблюдение сроков выплаты зарплаты;
  • оскорбления по отношению к сотрудникам;
  • принуждение к выполнению обязанностей, не прописанных в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • плохое отношение к подчиненным;
  • не соблюдение правил охраны труда.

Это не все основания для жалобы, а те, что встречаются чаще всего. Сотрудник может написать претензию, если начальник нарушает нормы Трудового кодекса, локальных документов организации и других нормативно-правовых актов.


Как составить жалобу?

Как составить жалобуУнифицированного бланка для составления жалобы не существуют. Ее составляют в письменной форме, но с соблюдением определенной структуры. Жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере.

Справка! В нижней части заявитель ставит личную подпись и дату составления документа.

➟ Требования к оформлению

Работник  должен руководствоваться ст. 7 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В законодательном акте указываются требования к документам, направляемым в официальные инстанции.

Среди основных выделяют:

  • в документе обязательно указывается наименование органа, куда он подается;
  • не допускаются угрозы и оскорбления в адрес любого лица;
  • не используется ненормативная лекция;
  • текст должен быть читаемым;
  • документ пишется официальным языком.

Если будет нарушено хотя бы одно из этих требований, то жалоба останется без рассмотрения.

➟ Образец

Структура документа должна быть следующей:

  • наименование надзорного органа, личные данные и должность руководителя организации, куда направляется жалоба;
  • сведения о заявителе;
  • наименование документа;
  • основания для подачи жалобы;
  • требования заявителя;
  • список приложений;
  • дата и подпись.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один из них направляется вышестоящему руководству или в надзорный орган, второй остается у заявителя.


Когда нужно подавать коллективную жалобу?

Когда нужно подавать коллективную жалобуСоставление коллективной жалобы необходимо, если требуется привлечь больше внимания к проблеме. С юридической точки зрения она не отличается от индивидуального заявления.

На практике такой документ рассматривается быстрее. Коллективная жалоба вызывает больше доверия, так как свое мнение высказывает несколько сотрудников.

➟ Образец коллективной жалобы на начальника

Заявление имеет такую же структуру, как и индивидуальное. Несмотря на то, что свое мнение высказывает несколько членов коллектива, необходимо выбрать так называемого лидера, который будет представлять интересы всех остальных и сотрудничать с государственными службами.

Главное отличие коллективной жалобы от индивидуальной заключается в том, что в ней должны поставить подписи все составители. В нижней части листа прописываются данные заявителей. Структура коллективной жалобы не отличается от той, что пишет один человек.


Куда подать жалобу на начальника?

Куда подать жалобу на начальникаПодача жалобы осуществляется в разные инстанции, в зависимости от вопроса, который предстоит рассматривать контролирующим органам.

➟ Вышестоящему руководству

В первую очередь рекомендуется написать вышестоящему руководству. Если в организации имеется комиссия по трудовым спорам или профсоюз, то можно обратиться в них. Когда руководство не отреагирует на заявление или не предпримет нужных мер, можно подавать жалобу в вышестоящие инстанции.

➟ В трудовую инспекцию

Заявление допускается направить в трудовую инспекцию. Деятельность организации регулируется на основании ст. 356 ТК РФ и других нормативно-правовых актов. Трудовая инспекция занимается вопросами выявления нарушений трудового законодательства.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ инспекторы имеют право на следующее:

  • посещать компании для проверки соблюдения норм трудового права;
  • проводить расследования несчастных случаев;
  • давать предписания работодателю об устранении нарушений;
  • обращаться в суд, если обнаружено несоблюдение правил охраны труда.
Сотрудники трудовой инспекции могут проводить выездные и документарные проверки организаций. Они могут быть плановые или на основании жалобы на работодателя. По итогам проверки выносится предписание, если нарушение подтверждается.

➟ В прокуратуру

Прокуратура является надзорным органом, следящим за соблюдением законодательства в различных сферах деятельности. Составлять жалобу в ведомство можно на основании ст. 10 ФЗ № 2202 от 17 января 1991 года. На основании заявления сотрудники прокуратуры проводят проверку, о ее результатах уведомляется заявитель.

➟ В судебную инстанцию

На работодателя можно подать заявление в суд. Компетенция должностных лиц определена в ст. 391 ТК РФ. В суд может обратиться как сотрудник, так и прокурор, если выявлено нарушение. Заявление необходимо написать в том случае, если обращение в комиссию по трудовым спорам не дало нужного результата, или работник не согласен с вынесенным решением.

Среди основных вопросов, которые рассматривает судебная инстанция, отмечают:

  • спор о восстановлении уволенного сотрудника;
  • изменение причины увольнение;
  • нарушения со стороны работодателя требований законодательства о защите персональных данных;
  • действие (бездействие) должностных лиц;
  • выплата компенсации или долга по зарплате.

Это не все основания для подачи заявления в суд. Сотрудник может обратиться в него и по другой причине, если направление обращения в другие инстанции не дало нужного результата.

Трудовые споры рассматривает районный (городской) суд. Гражданину необходимо подать иск. Госпошлина за рассмотрение таких дел не предусмотрена.

Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)

Способы подачи жалобы

Способы подачи жалобыЖалобу в соответствующие инстанции можно подать следующими способами:

  • лично;
  • Почтой России;
  • через представителя;
  • на сайте ведомства.

Заявление передается в ведомство на личном приеме или направляется заказным письмом с уведомлением. Если жалоба отправляется с представителем, то у последнего должна быть оформлена нотариально заверенная доверенность.

Быстрее всего написать заявление на сайте ведомства в разделе «Электронная приемная». Таким способом можно обратиться как в трудовую инспекцию, так и в прокуратуру. При заполнении формы необходимо соблюдать те же правила, что и при написании письменной жалобы. Перед отправкой следует прикрепить документы, подтверждающие нарушения. Их размер не должен превышать 5 Мб.

Исковое заявление подается самостоятельно или через представителя. Через интернет-портал документы можно направить в суд только при наличии усиленной электронной квалифицированной подписи.

Регистрация жалобы

Регистрация жалобыЖалоба должна быть зарегистрирована в ведомстве. Если она подается лично, то ставится номер и дата входящей корреспонденции. О принятии заявления в электронном виде приходит уведомление на указанный e-mail. Получатель проставляет отметку и о получении заказного письма.

Регистрация жалобы необходима для того, чтобы начать отсчитывать срок для ее рассмотрения. Законодательством предусмотрены определенные периоды, когда должностные лица должны дать ответ.


Какие сроки при обращении и рассмотрении обращения?

Какие сроки при обращении и рассмотрении обращенияВ организации может быть создана комиссия по трудовым спорам. Ее задача заключается в урегулировании конфликтов между работодателем и сотрудником. В комиссию гражданин может обратиться в течение 3 месяцев с того момента, как узнал о том, что его права нарушены.

Заявление должно  быть рассмотрено в течение 10 дней после получения. Заседание проводится в присутствии работника. Члены комиссии могут пригласить работодателя или его представителя, свидетелей и других заинтересованных лиц. Решение принимается путем голосования. Оно может быть обжаловано в течение 10 дней. Если решение всех устраивает, то в течение 3 дней оно должно быть исполнено администрацией.

В надзорных органах обращение рассматривается в течение 30 дней. В особых случаях срок может быть продлен еще на месяц. После этого заявителю на электронную почту или в письменном виде присылают уведомление о результатах.

В суд гражданин может обратиться с жалобой на руководителя в течение 3 месяцев после того, как ему станет известно о нарушении прав. На разрешение трудовых споров дается 1 месяц.


Последствия рассмотрения заявления

Последствия рассмотрения заявленияРезультатом рассмотрения жалобы может быть дисциплинарное взыскание (ст. 195 ТК РФ) в виде:

  • замечания;
  • выговора;
  • увольнения;
  • штрафа.

Тяжесть наказания зависит от различных причин. Надзорные органы, если признают вину руководителя, выписывают предписание об устранении нарушения и сроках, когда надо выполнить действия.


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателейДопускается ли анонимная подача жалобы?

Независимо от того, в какое ведомство обращается заявитель, в жалобе должны указываться его личные данные. Анонимные жалобы не рассматриваются государственными структурами. Единственный выход заключается в том, чтобы изложить в жалобе просьбу не раскрывать руководителю имя того, кто написал заявление. В таком случае первое время начальник не будет знать, от кого поступила жалоба.


Подводные камни

Подводные камниСледует учитывать такие нюансы, как:

  1. При написании жалобы должны быть четко и лаконично сформулированы претензии к действиям начальника. При этом не допускаются оскорбления и нецензурные выражения. Если они будут содержаться в тексте, то жалоба не будет рассмотрена.
  2. В трудовую инспекцию следует обращаться не позднее 3 месяцев после того, как произошел конфликт или сотрудник узнает о том, что его права или интересы были нарушены. Перед этим следует попробовать самостоятельно урегулировать конфликт с работодателем.
  3. Исковое заявление не облагается госпошлиной. В документе рекомендуется указывать ссылки на законодательные акты, которые были нарушены. Для этого может потребоваться проконсультироваться с юристами. Специалисты помогут правильно составить заявление, а при необходимости будут сопровождать истца во время судебного процесса.

Заключение

Подведем итоги:

  • Жалобу на начальника можно написать, если он нарушает нормы трудового законодательства.
  • Заявление оформляется вышестоящему руководству, в профсоюз или комиссию по трудовым спорам, трудовую инспекцию, прокуратуру.
  • Работник может подать иск в суд для восстановления своих прав.
  • Жалоба подается лично, через представителя, заказным письмом или на сайте ведомства.
  • На рассмотрение заявления представителям госорганов дается 30 дней.

Важно правильно оформить жалобу или заявление в суд, чтобы документ был рассмотрен. Поэтому следует проконсультироваться с юристами, которые знакомы со всеми тонкостями законодательства. Помощь специалистов станет гарантией того, что спор разрешится в пользу сотрудника.