Каждый человек может столкнуться с проблемами с начальством. Если руководитель превышает свои полномочия и нарушает права сотрудника, то работник имеет право на защиту своих прав. Рассмотрим, как оформляется жалоба на начальника, и куда ее можно направить.
Содержание
- 1 По каким причинам составляют жалобу на руководителя?
- 2 Как составить жалобу?
- 3 Когда нужно подавать коллективную жалобу?
- 4 Куда подать жалобу на начальника?
- 5 Способы подачи жалобы
- 6 Регистрация жалобы
- 7 Какие сроки при обращении и рассмотрении обращения?
- 8 Последствия рассмотрения заявления
- 9 Вопросы наших читателей
- 10 Подводные камни
- 11 Заключение
По каким причинам составляют жалобу на руководителя?
Написать заявление можно по нескольким причинам.
Среди них отмечают:
- принуждение к труду в нерабочее время;
- несоблюдение сроков выплаты зарплаты;
- оскорбления по отношению к сотрудникам;
- принуждение к выполнению обязанностей, не прописанных в трудовом договоре или должностной инструкции;
- плохое отношение к подчиненным;
- не соблюдение правил охраны труда.
Это не все основания для жалобы, а те, что встречаются чаще всего. Сотрудник может написать претензию, если начальник нарушает нормы Трудового кодекса, локальных документов организации и других нормативно-правовых актов.
Как составить жалобу?
Унифицированного бланка для составления жалобы не существуют. Ее составляют в письменной форме, но с соблюдением определенной структуры. Жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере.
➟ Требования к оформлению
Работник должен руководствоваться ст. 7 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В законодательном акте указываются требования к документам, направляемым в официальные инстанции.
Среди основных выделяют:
- в документе обязательно указывается наименование органа, куда он подается;
- не допускаются угрозы и оскорбления в адрес любого лица;
- не используется ненормативная лекция;
- текст должен быть читаемым;
- документ пишется официальным языком.
Если будет нарушено хотя бы одно из этих требований, то жалоба останется без рассмотрения.
➟ Образец
Структура документа должна быть следующей:
- наименование надзорного органа, личные данные и должность руководителя организации, куда направляется жалоба;
- сведения о заявителе;
- наименование документа;
- основания для подачи жалобы;
- требования заявителя;
- список приложений;
- дата и подпись.
Заявление составляется в двух экземплярах. Один из них направляется вышестоящему руководству или в надзорный орган, второй остается у заявителя.
Когда нужно подавать коллективную жалобу?
Составление коллективной жалобы необходимо, если требуется привлечь больше внимания к проблеме. С юридической точки зрения она не отличается от индивидуального заявления.
На практике такой документ рассматривается быстрее. Коллективная жалоба вызывает больше доверия, так как свое мнение высказывает несколько сотрудников.
➟ Образец коллективной жалобы на начальника
Заявление имеет такую же структуру, как и индивидуальное. Несмотря на то, что свое мнение высказывает несколько членов коллектива, необходимо выбрать так называемого лидера, который будет представлять интересы всех остальных и сотрудничать с государственными службами.
Главное отличие коллективной жалобы от индивидуальной заключается в том, что в ней должны поставить подписи все составители. В нижней части листа прописываются данные заявителей. Структура коллективной жалобы не отличается от той, что пишет один человек.
Куда подать жалобу на начальника?
Подача жалобы осуществляется в разные инстанции, в зависимости от вопроса, который предстоит рассматривать контролирующим органам.
➟ Вышестоящему руководству
В первую очередь рекомендуется написать вышестоящему руководству. Если в организации имеется комиссия по трудовым спорам или профсоюз, то можно обратиться в них. Когда руководство не отреагирует на заявление или не предпримет нужных мер, можно подавать жалобу в вышестоящие инстанции.
➟ В трудовую инспекцию
Заявление допускается направить в трудовую инспекцию. Деятельность организации регулируется на основании ст. 356 ТК РФ и других нормативно-правовых актов. Трудовая инспекция занимается вопросами выявления нарушений трудового законодательства.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ инспекторы имеют право на следующее:
- посещать компании для проверки соблюдения норм трудового права;
- проводить расследования несчастных случаев;
- давать предписания работодателю об устранении нарушений;
- обращаться в суд, если обнаружено несоблюдение правил охраны труда.
➟ В прокуратуру
Прокуратура является надзорным органом, следящим за соблюдением законодательства в различных сферах деятельности. Составлять жалобу в ведомство можно на основании ст. 10 ФЗ № 2202 от 17 января 1991 года. На основании заявления сотрудники прокуратуры проводят проверку, о ее результатах уведомляется заявитель.
➟ В судебную инстанцию
На работодателя можно подать заявление в суд. Компетенция должностных лиц определена в ст. 391 ТК РФ. В суд может обратиться как сотрудник, так и прокурор, если выявлено нарушение. Заявление необходимо написать в том случае, если обращение в комиссию по трудовым спорам не дало нужного результата, или работник не согласен с вынесенным решением.
Среди основных вопросов, которые рассматривает судебная инстанция, отмечают:
- спор о восстановлении уволенного сотрудника;
- изменение причины увольнение;
- нарушения со стороны работодателя требований законодательства о защите персональных данных;
- действие (бездействие) должностных лиц;
- выплата компенсации или долга по зарплате.
Это не все основания для подачи заявления в суд. Сотрудник может обратиться в него и по другой причине, если направление обращения в другие инстанции не дало нужного результата.
Трудовые споры рассматривает районный (городской) суд. Гражданину необходимо подать иск. Госпошлина за рассмотрение таких дел не предусмотрена.
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)
Способы подачи жалобы
Жалобу в соответствующие инстанции можно подать следующими способами:
- лично;
- Почтой России;
- через представителя;
- на сайте ведомства.
Заявление передается в ведомство на личном приеме или направляется заказным письмом с уведомлением. Если жалоба отправляется с представителем, то у последнего должна быть оформлена нотариально заверенная доверенность.
Быстрее всего написать заявление на сайте ведомства в разделе «Электронная приемная». Таким способом можно обратиться как в трудовую инспекцию, так и в прокуратуру. При заполнении формы необходимо соблюдать те же правила, что и при написании письменной жалобы. Перед отправкой следует прикрепить документы, подтверждающие нарушения. Их размер не должен превышать 5 Мб.
Регистрация жалобы
Жалоба должна быть зарегистрирована в ведомстве. Если она подается лично, то ставится номер и дата входящей корреспонденции. О принятии заявления в электронном виде приходит уведомление на указанный e-mail. Получатель проставляет отметку и о получении заказного письма.
Регистрация жалобы необходима для того, чтобы начать отсчитывать срок для ее рассмотрения. Законодательством предусмотрены определенные периоды, когда должностные лица должны дать ответ.
Какие сроки при обращении и рассмотрении обращения?
В организации может быть создана комиссия по трудовым спорам. Ее задача заключается в урегулировании конфликтов между работодателем и сотрудником. В комиссию гражданин может обратиться в течение 3 месяцев с того момента, как узнал о том, что его права нарушены.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней после получения. Заседание проводится в присутствии работника. Члены комиссии могут пригласить работодателя или его представителя, свидетелей и других заинтересованных лиц. Решение принимается путем голосования. Оно может быть обжаловано в течение 10 дней. Если решение всех устраивает, то в течение 3 дней оно должно быть исполнено администрацией.
В надзорных органах обращение рассматривается в течение 30 дней. В особых случаях срок может быть продлен еще на месяц. После этого заявителю на электронную почту или в письменном виде присылают уведомление о результатах.
В суд гражданин может обратиться с жалобой на руководителя в течение 3 месяцев после того, как ему станет известно о нарушении прав. На разрешение трудовых споров дается 1 месяц.
Последствия рассмотрения заявления
Результатом рассмотрения жалобы может быть дисциплинарное взыскание (ст. 195 ТК РФ) в виде:
- замечания;
- выговора;
- увольнения;
- штрафа.
Тяжесть наказания зависит от различных причин. Надзорные органы, если признают вину руководителя, выписывают предписание об устранении нарушения и сроках, когда надо выполнить действия.
Вопросы наших читателей
Допускается ли анонимная подача жалобы?
Независимо от того, в какое ведомство обращается заявитель, в жалобе должны указываться его личные данные. Анонимные жалобы не рассматриваются государственными структурами. Единственный выход заключается в том, чтобы изложить в жалобе просьбу не раскрывать руководителю имя того, кто написал заявление. В таком случае первое время начальник не будет знать, от кого поступила жалоба.
Подводные камни
Следует учитывать такие нюансы, как:
- При написании жалобы должны быть четко и лаконично сформулированы претензии к действиям начальника. При этом не допускаются оскорбления и нецензурные выражения. Если они будут содержаться в тексте, то жалоба не будет рассмотрена.
- В трудовую инспекцию следует обращаться не позднее 3 месяцев после того, как произошел конфликт или сотрудник узнает о том, что его права или интересы были нарушены. Перед этим следует попробовать самостоятельно урегулировать конфликт с работодателем.
- Исковое заявление не облагается госпошлиной. В документе рекомендуется указывать ссылки на законодательные акты, которые были нарушены. Для этого может потребоваться проконсультироваться с юристами. Специалисты помогут правильно составить заявление, а при необходимости будут сопровождать истца во время судебного процесса.
Заключение
Подведем итоги:
- Жалобу на начальника можно написать, если он нарушает нормы трудового законодательства.
- Заявление оформляется вышестоящему руководству, в профсоюз или комиссию по трудовым спорам, трудовую инспекцию, прокуратуру.
- Работник может подать иск в суд для восстановления своих прав.
- Жалоба подается лично, через представителя, заказным письмом или на сайте ведомства.
- На рассмотрение заявления представителям госорганов дается 30 дней.
Важно правильно оформить жалобу или заявление в суд, чтобы документ был рассмотрен. Поэтому следует проконсультироваться с юристами, которые знакомы со всеми тонкостями законодательства. Помощь специалистов станет гарантией того, что спор разрешится в пользу сотрудника.