Все привыкли к магазинам самообслуживания, покупатель спокойно ходит по торговому залу и выбирает понравившийся товар. Естественно он ориентируется на стоимость, указанную на этикетке. В итоге, когда приходит время расплаты – выясняется, что на ценнике одна цена, а на кассе другая. К тому же она выше той, что указана в торговом зале. Такие действия продавцов недопустимы, следует принять меры, чтобы их наказать.
Содержание
Какое нарушение происходит?
При выявлении подобных нарушений права потребителя защищаются ГК РФ и Законом о защите прав потребителя.
Как только магазин начал функционировать он объявил «публичное предложение», следовательно:
- устанавливаются общая цена для каждой категории товара, исключение – льготный тариф;
- сделка купли-продажи осуществляется с каждым, кто пожелает приобрести товар;
- торговые представители должны предоставить полную и достоверную информацию о предлагаемом товаре, также её стоимости;
- обязаны выплатить денежную компенсацию, если покупатель понес убытки из-за недостоверной информации.
Расскажем, какими нормативными документами регламентируются главные правила информирования граждан.
Норма | Что регулирует |
п.1 ст. 10 ЗоЗПП | Продавец должен своевременно и в полном объеме информировать потребителя о товаре. |
п.2 ст. 10 ЗоЗПП | Цена – это обязательный пункт для информирования покупателя. |
п.11 ч.1 Постановление №55 | Стоимость товара должна быть понятной. На этикетке указывается не только цена, но и наименование изделий. |
ст. 426 ГК РФ | Торговое предприятие не может поменять ценник для покупателя, если выявлено несоответствие цены |
Знание закона позволит простым гражданам разговаривать с работниками торговли на доступном языке, и никто не сможет обмануть «подкованного» покупателя.
Что делать по закону?
Давайте разберемся – почему работники торговли нарушают закон.
Вот основные причины:
- не успели поменять ценник после акции скидок;
- поступил новый товар;
- невнимательность и нерасторопность продавцов;
- умышленный подлог с целью получения денежной выгоды. Если продавец за день несколько раз пробьет товар по завышенной цене, то разницу от стоимости он сможет забрать себе продуктами.
Существует несколько способов воздействия на сотрудников магазина:
- Поговорить с продавцом об обнаруженном факте. Если это упущение сотрудников, и они не настроены на конфликт, то ситуация разрешится мирным путем – попросят прощения и продадут товар по цене, указанной на бирке.
- Если покупка уже оплачена, нужно требовать возврата разницы в стоимости продукции. Можно встретить отказ со стороны кассира, но нужно настаивать на своем.
- Наказать нарушителей, в случае отказа выполнить законные просьбы покупателя.
Прежде всего, необходимо зафиксировать нарушение, это делается следующим образом:
- сохранить чек покупки;
- попросить друга засвидетельствовать факт подлога;
- самостоятельно сфотографировать ценник на товаре, желательно чтобы было видно время и дату. Ни в коем случае не изымать ценник, иначе могут обвинить в хищении;
- попросить книгу жалоб и оставить в ней свой отзыв, высказав просьбу – разобраться в ситуации и дать письменный ответ на обращение.
В большинстве случаев руководство магазинов не желает портить свою репутацию и платить громадные штрафы, поэтому пытаются уладить вопрос мирным путем. Если же они не готовы вернуть разницу в стоимости товара, то придется пожаловаться в компетентные органы.
Куда обращаться?
Существует несколько структур, куда граждане могут обратиться за защитой своих прав:
- Полиция
Чаще всего такие обращения остаются без положительного результата. У правоохранительных органов нет желания возиться с подобными заявлениями, поэтому они проводят поверхностную проверку и делают отписку – что нарушение не обнаружено;
- Роспотребнадзор
Жалоба в надзорный орган станет поводом незапланированной проверки, в ходе которой могут выявиться иные нарушения, что нежелательно для руководства предприятия. Поэтому, скорее всего они вернут разницу в цене, чем допустят подачу жалобы.
- Прокуратура
Орган наделен большими полномочиями в различных сферах деятельности. После поступления жалобы будет инициирована проверка. При выявлении нарушения документы будут переданы в мировой суд для привлечения к административной ответственности.
Можно лично передать жалобу в секретариат, предварительно на своем экземпляре поставить отметку о приеме. Также отправить обращение можно с уведомлением заказным письмом. В Роспотребнадзор и прокуратуру жалобу можно направить электронно через официальный сайт или портал Госуслуг.
Что грозит нарушителю?
Работники торговли порой не заботятся о репутации заведения – они продолжают нарушать закон. Их не пугают даже санкции, предусмотренные законом, хотя их сумма велика.
Норма КоАП |
Проступок |
Наказание |
п. 1 ст. 14.7 | Цена на этикетке не соответствует кассовому документу | Денежный штраф:
· продавцу – 3 000 – 5 000 рублей; · директору – 10 000 – 30 000 рублей; · фирме – 20 000 – 50 000 рублей. |
п. 3 ст. 14.8 | Под ценником находится другой товар, стоимость которого ниже | Финансовая санкция:
· руководителю – 500 – 1 000 рублей; · магазину – 5 000 – 10 000 рублей. |
п. 1 ст. 14.33 | Недобросовестная конкуренция. Магазин объявляет акцию, а на самом деле снижения цен на товар не было | Штраф:
· директору – 12 000 – 20 000 рублей; · организации – 100 000 – 500 000 рублей. |
Перед обращением в суд нужно подумать, стоит ли это делать. Как показывает судебная практика – суммы компенсации смехотворные. Человек только потратит свое время и нервы.
Внимание! Покупатель может потребовать компенсации материального и морального вреда.Нередко несоответствие цены на этикетке с суммой в чеке становится поводом для конфликтных ситуаций. Не стоит ругаться и оскорблять персонал магазина, лучше сообщить о нарушении в контролирующие органы, которые проверят организацию, при подтверждении указанных фактов – виновников накажут.
Для вашего удобства на нашем сайте представлены статьи «жалоб» с образцами заявлений на популярные продуктовые магазины и супермаркеты: