Жалоба на продуктовый магазин: основания, как составить заявление
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 6 267

Как и куда написать жалобу на магазин?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Екатерина Ларионова
Время на чтение: 8 минут
АА

жалоба на продуктовый магазинЖалоба на продуктовый магазин может подаваться за нарушение прав потребителя, либо по факту нарушений правил пользования помещениями в многоквартирных домах (МКД). От характера нарушений и наступивших последствий будет зависеть, куда именно нужно подавать жалобу, на какие нормы закону нужно ссылаться в ее содержании. Разберем, как правильно составить и подать жалобу на продуктовый магазин.


Основания для подачи жалобы на продуктовый магазин в жилом доме

Размещение продуктовых магазинов в жилых домах может изначально предусматриваться проектом (серией) МКД, либо такое разрешение выдается после перевода квартиры в состав нежилых помещений.

Владелец торговой точки и продавцы обязаны соблюдать следующие нормы:

  1. правила пользования общим имуществом многоквартирного дома (МКД), которые предусмотрены ст.36 Жилищного кодекса РФ;
  2. права потребителя, предусмотренные Законом № 2300-1;
  3. санитарно-гигиенические и эпидемиологические требования, указанные в СНиП и ГОСТ.

Соответственно, неправомерные действия продавцов или собственника магазина могут повлечь права покупателей, либо жильцов многоквартирного дома (МКД).

Выделим наиболее распространенные нарушения, по которым могут подавать жалобы жильцы:

  • нарушение санитарных норм при хранении, реализации продуктов питания, антисанитария и грязь, несоблюдение правил складирования и вывоза мусора;
  • нарушение правил отпуска спиртосодержащей продукции (например, продажа алкоголя в ночное время или продажа алкоголя несовершеннолетним подросткам);
  • размещение в жилом доме производственных цехов (это прямо запрещено нормами ЖК и СНиП);
  • нарушение правил звуко — и шумоизоляции;
  • незаконная перепланировка или переустройство, что угрожает целостности здания.

Покупатели могут жаловаться на нарушение правил торговли, обман и обвешивание, ненадлежащее качество продуктов, при отравлении или по иным противоправным действиям.

Важно! Каждое основание для подачи жалобы нужно зафиксировать документально, либо при помощи свидетелей.

Например, вы можете сделать фото или видео, составить акт с участием соседей или случайных покупателей. Можно подать обращение в Роспотребнадзор, чтобы провести замеры вредных факторов, провести экспертизу качества и состава просроченной продукции. На такие доказательства вы можете ссылаться при подаче жалобы, либо при последующем обращении в суд.


Куда можно подать жалобу на продуктовый магазин?

Выявив нарушение своих прав, нужно правильно определить, куда именно подать жалобу.

В зависимости от характера нарушения, жалобу на продуктовый магазин можно подать:

1 Непосредственно администрации торговой точки, либо по юридическому адресу продавца по почте.
2 В Роспотребнадзор или в санэпидемстанцию (СЭС), если нарушены права потребителя, либо выявлено несоблюдение санитарно-гигиенических нормативов.
3 В подразделения Государственного жилищного надзора (ГЖН) или в жилищную инспекцию (ГЖИ), если нарушаются законные права жильцов МКД.
4 В прокуратуру, если выявлено прямое нарушение закона.
Важно! Жалобу можно одновременно подать сразу в несколько адресов. Например, обращаясь к владельцу магазина, можно одновременно направить жалобу в Роспотребнадзор. Такой вариант защиты прав будет намного эффективнее.

При обращении в государственные и муниципальные ведомства жалобу можно подать не только в письменной, но и электронной форме. Для этого можно воспользоваться онлайн-сервисами Роспотребнадзора, ГЖН, жилинспекции. Также на портале госуслуг предусмотрена электронная форма обращения, которая будет являться основанием для проверки.

В каждом случае нужно не только подать жалобу, но и сохранить доказательства ее направления или получения адресатом. При последующем обращении в суд вам придется доказать факт направления жалобы, чтобы использовать ее для обоснования своих требований. Доказательством может являться почтовая квитанция, второй экземпляр жалобы с отметкой о получении. При обращении через онлайн-сервисы вам придет подтверждение на электронную почту. Его также можно распечатать и предъявить в суд.


Как правильно составить жалобу?

Образцы жалоб не утверждены на законодательном уровне, хотя государственные ведомства могут предлагать на своих сайтах типовую форму такого документа. На нашем сайте вы можете скачать образец жалобы, соответствующий нормам закона и судебной практики.

Для вашего удобства на нашем сайте представлены статьи «жалоб» с образцами заявлений на популярные продуктовые магазины и супермаркеты:

В тексте документа нужно обязательно указать следующие сведения:

  1. сведения об адресате (например, наименование продавца или территориального отдела Роспотребнадзора);
  2. личные и контактные данные заявителя, телефон, адрес электронной почты для связи;
  3. предмет жалобы, т.е. подробное описание выявленного нарушения со стороны продавцов или владельцев торговой точки;
  4. ссылка на доказательства, подтверждающие факт нарушения;
  5. ссылка на нормы закона, которые стали предметом жалобы (если вы затрудняетесь с правовой оценкой нарушения, лучше обратитесь к юристу);
  6. указание на меры урегулирования спора, если они предпринимались до подачи жалобы (например, устное обращение к владельцу магазина);
  7. требование жалобы – устранить нарушение, прекратить противоправные действия, возместить ущерб и т.д.;
  8. перечень документов, приложенных к жалобе;
  9. подпись заявителя, дата составления документа.
Внимание! Не забудьте поставить подпись и указать свои настоящие данные в жалобе. Если документ подан анонимно, т.е. без указания информации и заявителе или с недостоверными данными, жалобу могут оставить без рассмотрения. Государственные ведомства не имеют право проводить проверки по анонимным обращениям.

Что делать после подачи жалобы? На рассмотрение требований дается не более 30 дней. Для отдельных видов нарушений этот срок может быть меньше. Например, при обращении по нарушениям прав потребителей претензию или жалобу обязаны рассмотреть в течение 20 дней. В любом случае, на каждую жалобу будет дан аргументированный ответ.


Последствия подачи жалобы

Если факты, изложенные в жалобе, будут признаны обоснованными, могут наступать следующие последствия:

  • продавец должен удовлетворить требования покупателя, вернуть деньги и принять некачественный (просроченный) товар, выплатит неустойку;
  • Роспотребнадзор или прокуратуру могут направить владельцу магазина предписание об устранении нарушений (за отказ выполнить предписание грозит административное наказание);
  • Госжилнадзор, Роспотребнадзор или жилищная инспекция вправе не только вынести предписание, но и приостановить деятельность магазина на срок до 90 дней (при неустранении нарушений магазин могут вообще закрыть).

Если в удовлетворении жалобы отказано, такое решение можно оспорить через вышестоящее должностное лицо или в судебном порядке.

Если дело дойдет до суда, владелец продуктового магазина будет обязан компенсировать убытки, выплатить неустойку, штраф по Закону № 2300-1 (ст. 12 и ст. 13) (до 50% от стоимости товара), компенсацию морального вреда. Административное наказание за нарушение правил торговли может заключаться в наложении денежного штрафа, приостановлении деятельности, конфискации просроченного или контрафактного товара.