БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8 (499) 577-00-25 доб. 301
phoneСанкт-Петербург и обл: 8 (812) 425-66-30 доб. 301
phoneПо всей России: 8-800-350-84-13 доб. 301
👁 1 966

Можно ли вернуть товар без чека в магазин?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!

вернуть товар без чека в магазинОтношения между продавцом и покупателем в сфере розничной торговли не всегда складываются гладко. Случается, что купленный товар подлежит возврату. Граждане не всегда осведомлены о своих правах. Например, далеко не каждому известно, что можно вернуть товар без чека после покупки. Далее будут подробно рассмотрены условия такого возврата.


Права покупателя при покупке товара, имеющего недостатки

закон о защите прав потребителейОсобенности розничной торговли определяются ст. 492-505 ГК РФ. Помимо Гражданского Кодекса РФ, основным нормативным актом, защищающим интересы граждан, является Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Глава II касается сделок купли-продажи, точнее – случаев, когда предметом сделки стал некачественный товар.

Критерий качества связан с соответствием условиям договора. Например, куртка, названная продавцом непромокаемой, не должна пропускать влагу. Также проданный объект должен удовлетворять требования закона (речь идет, например, о сроках годности или составе).

Как правило, недочеты приобретенной вещи становятся заметны уже после расчета с работником торговли, часто это происходит спустя дни.

Закон в этом случае предоставляет следующие возможности:

  1. Отказаться от сделки и получить обратно внесенные деньги. Если того требует другая сторона, полученный товар нужно вернуть. Если это требует расходов (например, нужно привезти крупногабаритную вещь), они ложатся на продавца.
  2. Потребовать немедленно устранить недостатки товара или возместить стоимость такого устранения.
  3. Просить о замене товара на идентичный или аналогичный. Во втором случае цена может меняться.
  4. Уплатить за данную вещь более низкую цену.

Также правовые нормы дают возможность гражданам предъявлять требования, касающиеся возмещения причиненных убытков в полном объеме.

Внимание! Возврат и обмен некачественного товара производятся в случаях, когда недостатки появились до передачи вещи покупателю. Когда этот момент является спорным, необходимо проведение экспертизы. Оплачивается она продавцом или изготовителем продукции. Если же выяснится, что вина этих лиц отсутствует, расходы на экспертизу возмещаются покупателем.

Сроки для возврата товара и удовлетворения требований покупателя

По общему правилу, указанные выше требования могут заявляться в течение срока годности объекта или установленного на него гарантийного срока. Если такие показатели для товара не установлены, применяется понятие «разумный срок», который, однако не может быть более двух лет с даты получения вещи. Покупатель вправе обращаться как к продавцу, так и к производителю или импортеру товара.

Если был продан просроченный товар, такие действия являются серьезным нарушением, влекущим привлечение к ответственности.

Если гарантийный срок меньше двух лет, допускается более поздний возврат вещи, но при соблюдении определенных условий:

  1. Товар по гарантии возвращается, пока не истекли два года со дня приобретения.
  2. Покупатель обязан доказать, что недостатки возникли раньше, чем он получил данный предмет.

Избранный покупателем способ восстановления своих прав обязывает продавца (производителя) сделать это в определенный срок.

Закон предусматривает заключение сторонами в определенных случаях письменного соглашения, соблюдая следующую продолжительность:

  • для устранения недостатков – не более 45 дней;
  • для возврата оплаты, уменьшения цены, возмещения расходов, выплаты суммы убытков – 10 дней;
  • для замены товара – 7 дней, при отсутствии такой возможности – не более месяца.

При несоблюдении указанных периодов покупатель получает право на выплату ему пени в размере 1% за день просрочки.


Обмен качественного товара

Случается, что товар недостатков не имеет, но куплен был по ошибке. Речь идет о неподходящем размере, фактуре, расцветке и пр.

Читайте также:  Закон о защите прав потребителей: изменения 2019

Тогда покупатель вправе сдать обратно купленную вещь, обменяв ее на аналогичную, но с нужными параметрами. Данная возможность касается только непродовольственных товаров. Обязательно, чтобы товар не использовался покупателем, был новым.

Обмен должен совершаться в течении 14 дней со следующей после покупки даты.

Следует помнить, что закон дает перечень товаров, которые нельзя обменять или вернуть. К ним относятся:

  • косметика и парфюмерия;
  • санитарно-гигиенические принадлежности;
  • белье и чулочно-носочная продукция;
  • предметы бытовой мебели;
  • растения и животные;
  • полиграфическая продукция;
  • изделия из полимерных материалов;
  • бытовая химия, агрохимикаты;
  • ювелирные изделия.

Значение кассового чека

Гражданское законодательство выделяет договоры розничной купли-продажи в отдельную категорию, поскольку они обладают определенной спецификой. Сам факт выставления товара в месте продажи признается публичной офертой (предложением заключить договор), а имеющиеся ценники показывают условия предлагаемой сделки.

Таким образом, отдельный договор не составляется. При этом оговаривается, что он признается заключенным с той минуты, как покупатель получил от продавца кассовый чек или заменяющий его документ.

Кассовый чек – доказательство заключения договора между продавцом и покупателем. Его может заменять товарный чек, а также другие типовые документы.

Внимание! В качестве подтверждения оплаты в дальнейшем может выступать банковская выписка об операциях, если оплата была по карте.

Всегда ли имеется чек?

Действующие нормы о применении кассовых машин (ККТ) в 2019 году позволяют отдельным категориям предпринимателей работать без применения такой техники. В этом случае при покупке чек не выдается. Кроме того, даже получив, покупатель может просто его потерять. Несмотря на это, права приобретателя товара должны быть защищены.

Факт приобретения товара, кроме платежных документов, также подтверждается следующими доказательствами:

  • упаковкой с логотипом или штрих-кодом магазина;
  • наличием бирки;
  • наличием ценника с указанием продавца.

можно ли вернуть товар без чека в магазин


Возврат товара без чека в магазин

Несмотря на то, что чек подтверждает заключение договора, законодатель специально оговаривает случаи его отсутствия. Ст. 493 ГК РФ и положения Закона РФ «О защите прав потребителей» единодушны:

возвращая товар по любой предусмотренной законом причине, покупатель вправе, даже при отсутствии документов об оплате товара, ссылаться на свидетельские показания.

При отсутствии чека доказательствами покупки товара при его возврате могут служить также показания присутствовавших при продаже лиц.

Все изложенное говорит о том, что, отправляясь за покупками, следует проявлять предусмотрительность:

  1. Чек следует сохранять, пока не закончился срок годности или гарантийный срок на товар. Если продавец по какой-либо причине не может его выдать, необходимо попросить выписать товарный чек или любой подобный документ, например, квитанцию.
  2. Когда на продукцию установлен гарантийный срок, нужно тщательно проверить правильность заполнения гарантийного талона. В нем должны быть проставлены дата совершения покупки и реквизиты продавца. Также обязательным требованием является проставление печати организации или индивидуального предпринимателя, реализующих данный объект.
  3. Купленный товар следует внимательно осмотреть, причем по возможности скоро. До этого момента не рекомендуется снимать с вещи бирки, ценники, наклейки со штрих-кодами.
  4. Дорогие приобретения лучше делать не единолично, а при свидетелях. Нужно выбирать человека, способного в дальнейшем, в случае необходимости, удостоверить факт покупки.

Обращаясь к продавцу для возврата и обмена некачественного товара необходимо помнить, что ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает продавца принять проданную вещь у покупателя и осуществить проверку ее качества.