БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8 (499) 938-71-62
phoneСанкт-Петербург и обл: 8 (812) 425-62-33
phoneПо всей России: 8-800-511-38-21
👁 164

Возврат товара надлежащего качества по закону о защите прав потребителей

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!

Даже товар, устраивающий по качеству, может не подойти покупателю. Человек имеет право вернуть его в магазин, обменяв на аналогичный или получив обратно деньги. Возврат товара надлежащего качества в 2020 году, как и раньше, проводится по закону «О защите прав потребителей».


Вправе ли гражданин осуществить возврат изделия надлежащего качества?

возврат изделия надлежащего качества

Основным документом, регулирующим соблюдение прав покупателей, является закон «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП).

В пункте 1 статьи 25 отмечается, что покупатель имеет право на возврат товара, не являющегося продовольственным, если он не подошел по:

  • форме;
  • цвету;
  • размеру;
  • фасону;
  • комплектации.

Проверяется возможность замены товара на аналогичный. При разнице в цене средства будут возращены или доплачены (пункт 1 статьи 502 ГК РФ).

Если товар отсутствует, проводится возврат денег. Для этого нужно составить заявление, в соответствии с которым будет проведена процедура перечисления в течение 3 дней.

Справка! Настаивать на обмене товара продавец не вправе. Он может предложить иные модели. Но запрещено вынуждать человека взять новый товар вместо денег.

Сколько времени дается на возврат?

Сколько времени дается на возвратВ законе прописываются сроки возврата товара надлежащего качества. Осуществить его потребитель вправе в течение 14 дней. При этом день покупки не принимается в расчет.

Данный срок – законодательно установленный. Требовать вернуть товар ранее продавец не может. Но по желанию магазина срок может быть увеличен (пункт 1 статьи 502 ГК РФ). Например, в интернет-магазине ОЗОН возврат осуществляется в течение 2 месяцев.


В каком виде можно вернуть товар?

В каком виде можно вернуть товарТоварный вид и свойства изделия должны быть сохранены. Важно, чтобы целостность упаковки была не нарушена, если покупку можно рассмотреть при таких условиях. В наличии должны быть пломбы, ярлыки. Продавец может не принять товар, если его испортили, пользовались (а также при отсутствии ярлыков и бирок). У покупателя есть право на оспаривание решения продавца — обращение к экспертам. В такой ситуации временные рамки возврата денежных средств за качественный товар исчисляются лишь после проведения соответствующей экспертизы.

Но иногда оценить состояние неоткрытого товара невозможно. В таком случае осуществляется возврат без упаковки.

Покупатель должен иметь товарный или кассовый документ, подтверждающий оплату и приобретение в конкретном магазине. Но если нет чека, отказать в возврате продавец не имеет права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона РФ №2300-1 гражданин может подтвердить факт покупки иными способами. Без чека удостоверить продавца в этом можно с помощью свидетельских показаний.

Поэтому если изделие не было в употреблении, сохранило упаковку, а на руках имеется чек, проблем не должно возникнуть. Иногда продавец отказывается вернуть деньги за товар надлежащего качества. Можно обратиться в контролирующие органы. Жалоба подается в Роспотребнадзор.

Вернуть бывший в употреблении товар надлежащего качества невозможно. Все бирки должны быть сохранены.

Как составить заявление на возврат?

возврат изделия надлежащего качестваНи в ЗОЗПП, ни в ГК РФ нет требований составлять заявление при обмене или возврате денег. Поэтому законодательно разработанной формы документа нет. Гражданину достаточно устно оповестить продавца о своих намерениях.

Но при наличии заявления продавец сможет подтвердить факт возврата, чтобы обосновать уменьшение выручки. Покупатель же сможет зафиксировать дату принятия заявления и проконтролировать, когда будут возвращены деньги. Кроме того документ нужен, если нет чека или другого подтверждения покупки.

Часто продавцы имеют собственные разработанные бланки, куда покупатель вносит все данные (образец заявления на возврат товара надлежащего качества).

В документе указывается:

  • фамилия, имя, отчество руководителя магазина;
  • название организации;
  • адрес, по которому расположена торговая точка;
  • данные о покупателе (фамилия, имя, отчество, реквизиты паспорта, адрес прописки, контакты);
  • какой товар был приобретен;
  • почему покупатель желает осуществить возврат.

Обязательно указывается, каким образом заявитель желает получить деньги. Также в заявлении нужно прописать реквизиты чека, если он имеется. Сам документ прикладывается при обращении.


Можно ли вернуть одежду?

Можно ли вернуть одеждуМногие продавцы вводят покупателей в заблуждение, уверяя, что одежду надлежащего качества вернуть нельзя. Право на это прописывается в части 3 пункта 1 статьи 25 ЗОЗПП.

Одежду при этом нельзя носить и стирать. Если бирки оторвались, то можно приложить их к товару.

Но стоит помнить, что данные правила относятся не ко всем предметам одежды. Нижнее белье и чулочно-носочные изделия включены в перечень товаров, которые не подлежат возврату, даже если не подходят человеку после покупки.


Как вернуть технику?

Как вернуть техникуПри покупке техники нужно ориентироваться на Перечень (Постановление Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года), в котором прописываются товары, не подлежащие возврату. Если товар входит в этот список, возврат технически сложного товара передать в магазин без видимых причин не удастся.

Это относится к следующим изделиям:

  • станки для обработки дерева и металла;
  • электробытовые приборы, машины;
  • радиоаппаратура;
  • вычислительная техника;
  • телефоны, факсимильная аппаратура;
  • фотоаппараты, видеокамеры;
  • музыкальные электроинструменты;
  • электронные игрушки;
  • газовое оборудование;
  • часы механического и электронного типа.
Читайте также:  Правила возврата технически сложного товара надлежащего качества

На такие изделия имеется гарантийный срок. Но, как показывает судебная практика, гражданам удавалось добиться положительного решения, если техника не использовалась.


Если покупка была через интернет

Если покупка была через интернетОсуществлять покупки можно в интернет-магазине. Но даже при онлайн-заказе можно вернуть товар, который не подошел человеку. К таким сделкам также применяется ЗОЗПП (статья 26.1).

Продажа товаров через интернет имеет некоторые особенности. Покупателю приходится обращаться к каталогам, буклетам для изучения свойств. Но после ознакомления, на основании пункта 1 статьи 26.1, может быть заключен договор купли-продажи.

До получения товара можно отказаться от него. После передачи возврат осуществляется в течение 7 дней, если покупатель заранее был уведомлен о порядке проведения процедуры. Если сведения об этом не донесены до него, то вернуть товар можно в течение иного срока, например, 30 дней (но не более 90 дней).

Также гражданин вправе обменять товар на аналогичный. Он может подать заявку на обмен в течение 14 дней.

Для этого потребуется:

  • составить письменную претензию;
  • направить ее продавцу;
  • получить ответ на обращение, деньги или новое изделие.
Внимание! Следует зафиксировать дату получения претензии. Если документ передается по почте, то нужно сделать это заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. При отправке по электронной почте фиксируется момент доставки письма.

Какие товары не удастся вернуть?

Какие товары не удастся вернутьДля уточнения сведений, можно ли вернуть конкретный товар, нужно обратиться к нормативно-правовым актам. В Перечне, разработанном в соответствии с Постановлением Правительства РФ №55, перечислены изделия, не подлежащие возврату и обмену. Любое изделие, не входящее в него, можно передать обратно в магазин.

Возврат продовольственного товара не может быть осуществлен.

Также не удастся вернуть:

  • медикаментозные препараты;
  • предметы, используемые для личной гигиены;
  • парфюмерию и косметику;
  • текстильные товары;
  • материалы для строительства и отделки;
  • средства бытовой химии;
  • мебель;
  • драгоценные, ювелирные изделия;
  • автомобили и иные технические средства данной категории;
  • животных, растения;
  • книги.

Также нельзя вернуть технически сложные товары.


Сроки возврата

Сроки возвратаЗаконодательно прописываются сроки, в течение которых покупателю должны быть возвращены деньги. Сделать это продавец обязан не позднее, чем через 10 дней после предъявления требования (статья 22 ЗОЗПП). Обмен товара производится в этот же день.

Важно, чтобы аналогичный товар был в наличии.


Способы получения денежных средств

Способы получения денежных средствСначала продавец предлагает покупателю произвести замену.

Она возможна в двух случаях:

  • клиент согласен на такие условия;
  • в наличии имеется аналогичная продукция на замену.

При невозможности провести замену будут возвращены деньги. Порядок расчета зависит от того, каким способом был оплачен товар. Если оплата осуществлялась наличными, то покупателю должны быть выданы деньги из кассы день в день.

При использовании банковской карты средства перечисляются на счет. Для совершения процедуры продавцу отводится 10 дней.

Вернуть товар надлежащего качества гражданин вправе в течение 14 дней. При этом изделие должно сохранить свой вид, иметь бирки и ярлыки. При наличии чека документ прикладывается к заявлению. Но если он отсутствует, отказать в возврате продавец не вправе. При этом покупатель должен будет привлечь свидетелей, подтверждающих факт покупки.


Иск в судебную инстанцию

иск в судЕсли никаких ошибок не допущено, но продавец все же отказал, отчаиваться не стоит. Переводите все в рамки судебного разбирательства. Сперва можно попросить помощь в районном отделении общества, занимающегося защитой потребительских прав. Если все сделать грамотно, суд примет решение в вашу пользу и обозначит временной период возврата денежных средств на ваш счет. При принятии решения судья сделает отсылку к законодательным нормам.

Если первичная документация (в вашей ситуации – заявление-претензия) будет оформлена надлежащим образом, суд зачтет это как доказательство вашей правоты. Самое важное – чтобы текст четко отражал все ваши претензии ко второй стороне разбирательства.

Обязательно фиксируйте каждое действие в письменной форме – это и есть процесс сбора доказательств по делопроизводству.

Если магазин Вам отказал, возьмите письменное подтверждение – доказательство такого ответа.

Важно помнить о том, что обращаясь в суд, можно выдвинуть требования не просто возврата денежных средств за вещь. Можно требовать и пени за просрочку, и судебные издержки, и моральную компенсацию.

Чтобы исковое заявление приняли с первого раза, проконсультируйтесь со специалистом.

Если приняли решение составлять заявление сами, без посторонней помощи – учитывайте такие нюансы:

  1. Ответчик – это организация, а не гражданин руководящей должности. Об этом не следует забывать. Точные данные предоставляются магазином – как правило, их отражает информационный щит в основном зале.
  2. Обязательно отражение нормативной документации и законов, по которым может быть удовлетворено Ваше требование – но здесь лучше проконсультироваться с юристом.
  3. В иске отразите всю приложенную к делу документацию. Принимая и регистрируя Ваш иск, работник суда обязан снять копии со всех оригиналов. Заявление бывает исключительно с копиями документов.
  4. Порой вернуть денежные средства за товар надлежащего качества гораздо труднее, чем за товар с браком. Но ничего нереального нет, главное – терпение и следование четким правилам.

Таким образом, теперь вы знаете о том, как вернуть деньги за товар надлежащего качества, если магазин отказывается это делать. Надеемся, что материал принес вам пользу.