БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
Москва и область: 8 (499) 577-00-25 доб. 301
Санкт-Петербург и область: 8 (812) 425-66-30 доб. 301
По всей России: 8 800 350-23-69 доб. 301
👁 97

Введение в заблуждение потребителя: статья

Введение в заблуждение потребителя - статьяКаждого человека при покупке товара интересуют характеристики приобретаемой вещи (состав, производитель). Некоторые недобросовестные продавцы умышленно недоговаривают всей информации об изделии, тем самым нарушают действующее законодательство. Такое правонарушение получило название – введение в заблуждение потребителя.

Узнаем, в чем оно заключается и что грозит виновнику.


Обязанность продавца

Все участники с продающей стороны, также – производитель, обязаны предоставлять полные и точные сведения о своей продукции. Данную норму регламентирует «Закон о защите прав потребителя» (ЗоЗПП).

 

Обязательные сведения включают в себя:

  • наименование, местонахождение и режим работы фирмы, информация о регистрации в регистрирующих органах;
  • данные обо всех лицензионных и иных документах, необходимых для ведения бизнеса (сертификаты, свидетельства);
  • информирование о главных потребительских свойствах продукции;
  • состав ингредиентов, входящих в продукты питания;
  • срок годности и срок эксплуатации;
  • количество веса и габариты изделия;
  • имеющиеся противопоказания при употреблении конкретного продукта;
  • регламент безопасного использования товара;
  • правила эксплуатации и т.д.

 

С полным перечнем можно ознакомиться в ст. 10 ЗоЗПП. Владение подобной информацией поможет защитить себя от недобросовестных продавцов.


Действия при выявлении нарушения

Чаще всего менеджеры супермаркетов вводят в заблуждение своих покупателей с целью получения выгоды. Ведь чем больше они продадут товара, тем выше прибыль предприятия, а это значит, что продавцы получат дополнительные бонусы за продажи.

 

Как только человек понял, что его обманывают, нужно незамедлительно принять меры для защиты своих прав. Прежде всего, требуется написать претензию в магазин, где была сделана покупка, так как на устное обращение никто не отреагирует.

Жалоба оформляется в произвольном виде и содержит следующие пункты:

  • наименование фирмы, куда подается документ;
  • сведения о заявителе;
  • подробно описать ситуацию (дата и время покупки, название торговой организации, ФИО продавца);
  • пояснить в чем заключается обман, например, в договоре указано, что в стоимость туристической путевки включена экскурсия, а фактически за нее пришлось заплатить дополнительно;
  • указывается дата и подпись обратившегося лица.

 

Важно! Жалоба составляется в двух экземплярах, первый передается в магазин, а второй остается у покупателя. Гражданин должен проследить, чтобы на его бланке поставили входящий номер и дату приема обращения.

В претензии граждане могут требовать:

  • заменить приобретенную продукцию или вовсе отказаться от нее;
  • бесплатно исправить выявленные недостатки или соразмерно снизить стоимость покупки;
  • денежной компенсации за товар или услуги, а также возмещения убытков.

 

Придется обращаться в компетентные органы для решения проблемы, если компания не реагирует на просьбы гражданина.


Куда еще можно обратиться

В зависимости от выявленного нарушения можно решать возникшие вопросы через следующие структуры:

  • Роспотребнадзор

Это главный орган осуществляющий надзор в сфере оказания услуг. Если руководство магазина не отреагировало на претензию гражданина, то пишется жалоба в надзорный орган. По поступившему заявлению будет проведена проверка, в случае выявления нарушения будет вынесено постановление о привлечении к ответственности.

  • Прокуратура

В некоторых случаях обман потребителей не относится к компетентности Роспотребнадзора. Поэтому можно подать жалобу в органы прокуратуры. Сотрудники инициируют проверку, при обнаружении нарушения – откроют дело для дальнейшего расследования.

  • Суд

Если ни один из указанных выше государственных органов не помог, то следующий шаг – подача искового заявления в суд. Лучше всего обратиться за помощью опытного юриста. Он не только поможет подготовить необходимые документы и составить заявление в суд, но и при необходимости представит интересы заявителя в органах правосудия.

Внимание! В суде можно требовать не только вернуть деньги за приобретенный товар, но и компенсации за моральный и материальный вред.

Как доказать?

Подобные нарушения достаточно сложно доказать, так как в некоторых случаях сложно добыть подтверждение случившегося. Если имеется договор о поставке определенного товара или оказании конкретных услуг, то в этих случаях наказать недобросовестного продавца будет проще.

Читайте также:  Возврат технически сложного товара ненадлежащего качества

 

Доказательствами могут послужить:

  • кассовые чеки, товарные накладные, квитанции об оплате;
  • записи с видеокамер;
  • показания свидетелей;
  • аудиозапись разговора с торговым представителем.

 

В магазинах всегда берите чеки, не выбрасывайте их пока не убедитесь, что все сведения о приобретенном товаре достоверны.

Что грозит?

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность. Характеристика нарушения и вид наказания регламентируются ст. 14.7 КоАП.

 

Подраздел Описание Наказание
Часть 1 При выявлении обмера, обвешивания или обсчета при реализации товаров или услуг Штрафная санкция:

·        3 000 – 5 000 рублей на граждан;

·        10 000 – 30 000 рублей на лиц, исполняющих свои должностные обязанности;

·        20 000 – 50 000 рублей на предприятие.

Часть 2 При получении недостоверной информации о качестве или свойствах продукции Денежный штраф:

·        3 000 – 5 000 рублей на физлиц;

·        12 000 – 20 000 рублей на лиц при исполнении должностных обязанности;

·        100 000 – 50 000 рублей на юридических лиц.

 

Для правильного применения Кодекса необходимо использовать ЗоЗПП, в котором указаны все правила, права и обязанности продающей стороны или производителя.


Как еще наказать?

Ранее в уголовном законодательстве содержалась статья, квалификация нарушения называлась «введение в заблуждение». С 2003 года 200 статья УК РФ отменена. Но уголовная ответственность злоумышленникам может грозить по другим незаконным действиям.

 

При наличии доказательной базы, производителя продукции могут привлечь по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Мера наказания будет назначена в зависимости от отягчающих обстоятельств:

  • каким образом был совершен обман;
  • участие в преступной деятельности группы лиц;
  • использовалось ли служебное положение при введении в заблуждение потребителя;
  • причинение крупного материального вреда гражданину;
  • умышленное неисполнение договорных обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, за мошеннические действия нарушителю грозит:

  • денежный штраф от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. или удержания с заработной платы осужденного в определенном размере;
  • работы обязательного, исправительного или принудительного характера;
  • заточение в тюрьму от 3-х до 10 лет или временное ограничение свободы.

 

Важно! К уголовной ответственности допускается привлекать только граждан. Необходимо выявить конкретных лиц, замешанных в преступлении, так как на организацию применяются только меры административного влияния.

В некоторых случаях в органы правосудия поступают иски с просьбой о рассмотрении вопроса и наказании виновников по ст. 178 ГК РФ. Если будет установлено, что в договорных документах содержится недостоверная или неполная информация, то такое соглашение аннулируется. В этом случае неважно умышленно была совершена или умышленно.

 

Нельзя оставлять безнаказанными противоправные действия продающей стороны. Каждый гражданин должен искать способы защиты своих прав. Можно воспользоваться рекомендациями, предложенными в нашей статье.

Ссылка на основную публикацию