Покупка автомобиля – это практически всегда большое событие. Многие водители тщательно к этому готовятся: выбирают модель, изучают цены, ищут продавца. Но встречаются ситуации, когда транспортное средство не устроило покупателя или имеет существенные недостатки. Возврат автомобиля в автосалон характеризуется своими особенностями.
Содержание
Когда можно оформить возврат авто
Машина включена в Перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 924 от 10.11.2011. Поэтому возврат нового автомобиля возможен только при наличии существенных нарушений к его качеству (ст. 503 ГК РФ).
В соответствии с Законом № 2300-1 «О защите прав потребителя» покупатель имеет право подать жалобу:
- продавцу;
- поставщику;
- изготовителю.
В законодательстве предусмотрена возможность вернуть товар в течение 2 недель после покупки, если потребителю не понравился цвет, размеры, форма. Но эта норма не распространяется на автомобили, так как он считается технически сложным устройством.
Возврат автомобиля в течение 14 дней
По закону о защите прав потребителей покупатель может вернуть транспортное средство в салон в течение 14 дней, если в ней обнаружены дефекты.
Покупатель может требовать от продавца:
- уменьшить стоимость автомобиля соразмерно найденным недостаткам;
- устранить дефекты за собственный счет;
- заменить машину на другую;
- оплатить работы по устранению дефектов покупателю;
- расторгнуть договор купли-продажи и полностью вернуть средства.
Претензия направляется в течение 14 дней после передачи машины владельцу, не включая саму дату покупки.
Заявление оформляется в произвольной форме, но в нем указываются следующие сведения:
- реквизиты салона;
- сведения о покупателе;
- обстоятельства заключения договора;
- суть претензии, выявленные дефекты;
- требования;
- список приложений.
В документе можно ссылаться на нарушенные статьи ГК РФ и Закона № 2300-1. К заявлению необходимо приложить копии договора купли-продажи, квитанции, свидетельство о регистрации ТС, результат экспертизы, подтверждающей неисправность. Жалоба направляется лично или заказным письмом.
В первом случае необходимо составить 2 экземпляра, на каждом из которых проставляется номер входящей корреспонденции. Руководству автосалона дается 20 дней на рассмотрение заявления. Если продавец не согласен с жалобой, то покупатель имеет право обратиться в суд. В случае, когда автосалон согласен расторгнуть договор и вернуть денежные средства, то на процедуру отводится 10 дней.
Возврат автомобиля после 14 дней
После 14 дней с даты покупки машину в автосалон можно вернуть только при нахождении существенных недостатков.
В данную группу включены:
- неустранимые дефекты;
- недостатки, которые нельзя устранить в разумный срок (1,5 месяца);
- дефекты, проявившиеся повторно после ремонта;
- недостатки с несоразмерной стоимостью восстановительных работ.
В соответствии со ст. 18 Закона № 2300-1 продавец обязан принять товар ненадлежащего качества, и при необходимости провести экспертизу, подтверждающую наличие дефекта. Покупатель имеет право присутствовать на исследовании, а при несогласии с результатами оспорить их в судебном порядке. Экспертиза проводится за счет автосалона.
Автомобиль можно вернуть по гарантии в течение 2 лет с момента покупки. В этот срок покупатель имеет право требовать ремонт за счет продавца для устранения недостатков.
В автосалоне потребителю могут отказать только в следующих случаях:
- были нарушены правила использования или хранения товара;
- дефект появился в результате умышленных действий третьих лиц;
- недостатки являются следствием неправильной транспортировки.
Граждан часто интересует, в каких случаях можно вернуть авто после истечении 14 дней. Возврат допускается, если гарантийное обслуживание машины превышает 30 дней в году. При этом не учитываются типы поломок, их количество и причины.
Если автомобиль взят в кредит
Машину, купленную в кредит, можно вернуть на тех же основаниях, что и полностью оплаченных из собственных средств, несмотря на то, что она обычно берется в залог финансовой организацией до полного погашения долга. Перед потребителем может возникнуть проблема, как вернуть деньги из банка.
Необходимо действовать следующим образом:
- взять в салоне документ о расторжении договора купли-продажи;
- обратиться в банк;
- написать заявление на возвращение денежных средств;
- после расчета с финансовой организацией взять документ о том, что претензий к потребителю нет.
Автосалон самостоятельно возвращает деньги в банк. Если машина была оформлена в кредит, то покупатель может претендовать и на то, чтобы ему были возвращены оплаченные проценты за использование средств. Но в большинстве случаев это требование удовлетворяется только в судебном порядке. Все издержки должен будет оплатить автосалон, если судья примет сторону покупателя.
Подержанный автомобиль с пробегом можно вернуть автодилеру на тех же условиях, что и новый. На сделку с транспортным средством б/у распространяется Закон № 2300-1. Если продавец не предупредил покупателя о дефектах и недостатках автомобиля, то можно вернуть машину в установленный законодательством срок. Если за авто был внесен задаток, то вернуть аванс дилер обязан в полном размере.
Правила распространяются и на машину, сданную в трейд ин. Если в ней обнаружен дефект в течение 14 дней или существенный недостаток не позднее 2 лет, то договор купли-продажи может быть расторгнут, а стоимость автомобиля возвращена в полном объеме.
Как оформить возврат
Возврат машины в автосалон выполняется по следующему алгоритму:
- При обнаружении недостатка владелец ТС должен обратиться в салон, где приобретался авто.
- В центре должны провести диагностику и зафиксировать дефект.
- Покупатель пишет заявление на имя руководителя салона для устранения недостатка, обмена авто или возврата средств.
- Продавец в течение 20 дней должен рассмотреть ходатайство и дать ответ.
Если продавец отказал в удовлетворении жалобы, то покупатель имеет право обратиться в Роспотребнадзор или суд.
Обращение в Роспотребнадзор
Государственная структура является надзорным органом, контролирующим деятельность организаций, предоставляющих товары и услуги населению. Если автосалон не рассмотрел претензию и оставил ее без ответа, то владелец транспортного средства может обратиться в Роспотребнадзор.
Государственные служащие контролируют соблюдение Закона № 2300-1. Претензия может касаться любых норм документа, которые нарушены.
Жалоба в Роспотребнадзор может быть подана следующими способами:
- лично;
- заказным письмом;
- через интернет-приемную.
На сайте госструктуры можно заполнить специальную форму обращения, где указать сведения о нарушении. В нем указываются сведения о гражданине, в том числе и удобный способ получения ответа. К ходатайству можно прикрепить подтверждающие документы, но их размер не должен превышать 5 Мб. Обращения рассматриваются с учетом норм, установленных в Законе № 59-ФЗ от 02.05.2006.
Обращение в суд
Чтобы вернуть деньги за неисправный автомобиль, иногда требуется обратиться в вышестоящие инстанции. Судебная практика показывает, что в большинстве случаев закон находится на стороне потребителя. Исковое заявление может помочь составить юрист. Допускается и самостоятельное написание ходатайства. В нем указываются условия сделки, суть спора, требования к автосалону.
К документу прикладываются:
- копия удостоверения личности;
- договор купли-продажи;
- чеки и квитанции;
- результаты экспертизы, подтверждающие неисправность;
- копии обращений в автосалон для досудебного урегулирования конфликтов.
Судья рассматривает заявление в течение 30 дней. Заявление можно подать по месту своего жительства, юридического адреса салона или его фактического места нахождения.
Помимо компенсации денежных средств по договору покупатель может претендовать на следующие выплаты:
- компенсация морального вреда;
- неустойка в 1% за каждый день просрочки удовлетворения требований клиента;
- судебные издержки;
- штраф в размере 50% от стоимости иска.
Владельцев нового авто, столкнувшихся с неисправностью транспортного средства, волнует, в какой срок они могут вернуть его в автосалон. Если дефект небольшой, то машину можно вернуть в течение 14 дней, не считая даты покупки. При обнаружении серьезной неисправности обратиться в автосалон разрешается не позднее 2 лет после приобретения авто. В случае, когда руководитель салона не согласен с требованиями покупателя, клиент имеет право обратиться в суд.