БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phone Москва и обл: 8 (495) 109-30-96
phone Санкт-Петербург и обл: 8 (812) 209-31-74
phone По всей России: 8-804-333-06-88
👁 36

Как вернуть просроченный товар поставщику?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 10 минут
АА

Продукты с истекшим сроком годности необходимо снимать с реализации. Ответственность за продажу некачественного товара лежит на продавце. Встречается, что поставщик привозит продукцию, срок годности которой в ближайшее время истекает или уже закончился. Рассмотрим, можно ли оформить возврат просроченного товара поставщику, и в каких случаях это делается.


Можно ли вернуть просроченный товар поставщику?

Можно ли вернуть просроченный товар поставщику Реализатор и поставщик заключают договоры, регулирующие вопросы поставки и возврата продукции. При его заключении необходимо руководствоваться Гражданским кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Статья 421 ГК РФ устанавливает, что в соглашении должны быть прописаны все существенные условия. Они согласовываются между сторонами.

Справка! Закон № 29-ФЗ от 02.01.2000 устанавливает, что если продукт не соответствует нормативным требованиям, то он не должен быть в обороте. Среди важных факторов отмечают годность товара по срокам.

В договор можно включить условие о том, что испорченная продукция будет возвращаться продавцу. В соглашении может быть прописан порядок действий сторон.

В Закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 внесены поправки, в соответствии с которыми такое условие не допускается включать в договор, если срок годности продукции не более 30 дней. Исключение составляют только случаи, когда изделие с явными признаками брака.

Запрет распространяется на замену товара или возмещение его стоимости. Требование должны учитывать все торговые точки, независимо от объема выручки.

Возврат товара оформляется, если для этого имеются основания. Он выполняется, если в договоре оговорена такая возможность. В соглашении рекомендуется указать основания и порядок действий.


Порядок оформления возврата

Порядок оформления возврата Просрочка возвращается поставщику в случае, если это прописано в договоре.

Оформлять возврат необходимо следующим образом:

  1. Подача претензии поставщику.
  2. Ожидание ответа.
  3. Оформление документов.
  4. Возврат денег или поставка новой партии.

Поставщик должен ответить на претензию в течение 30 дней или в указанные в документе сроки. При отказе от выполнения требований покупатель имеет право обратиться в суд. Иск подается в случае, если продавец не дал никого ответа в установленные сроки.

➟ Подача претензии

Реализатор может подать претензию поставщику, если считает, что поставка была выполнена не по условиям договора. Заявление представляет собой письменный документ, где прописываются основания возврата и требования. Претензия оформляется в письменной форме в двух экземплярах.

В ней должно быть указано:

  • реквизиты сторон;
  • сведения о договоре купли-продажи (поставки);
  • качественные и количественные характеристики товара;
  • причины возврата;
  • информация об акте расхождения;
  • требования;
  • подпись руководителя и печать.

В конце указывается список приложений. Это могут быть любые документы, подтверждающие обоснованность требований.

Претензия передается лично или направляется заказным письмом с уведомлением. Сроки рассмотрения могут быть прописаны в изначальном договоре. Если они не были указаны, то контрагент должен ответить в течение 30 дней.

➟ Оформление документов на возврат

Для оформления возврата необходимо подготовить следующие документы:

Условия возврата

Документы

По договоренности сторон Договор поставки

Товарная накладная (форма ТОРГ-12)

Счет-фактура

Акт возврата (если товар некачественный)

По претензии Договор

Товарная накладная (форма ТОРГ-2)

Счет-фактура

Товарная накладная может оформляться по унифицированной форме или представлять собой документ, разработанный организацией.

При возврате поставщик и реализатор меняются ролями. Соответственно, в графе «наименование, адрес, реквизиты» указываются сведения о бывшем покупателе. Он же является и грузоотправителем. В графе «основание» необходимо прописать реквизиты документа, подтверждающего, что продукция не соответствует количеству или качеству.

Грузополучателем считается бывший поставщик. В соответствующей графе указываются его данные. Если бывший покупатель должен получить обратно деньги, то данные о нем прописываются в строке «плательщик».


Особенности возврата некачественного возврата

Особенности возврата некачественного возврата ➟ Если брак обнаружен при приемке товара

В соответствии со ст. 513 ГК РФ покупатель должен не только принять товар, но и проверить его качество и количество. Если истекший срок годности обнаружен на стадии приемки товара, то продукция принимается по форме ТОРГ-1. Все расхождения указываются в акте ТОРГ-2. На его основании составляется претензия поставщику.

Несоответствующие требованиям позиции вычеркиваются из товарной накладной. При этом должен присутствовать торговый представитель второй стороны. Отмена части заявки подтверждается подписями уполномоченных лиц и печатью организации.

Основания для возврата указаны в гл. 30 ГК РФ.

Причины для отказа от продукции могут быть следующие:

  • количество меньше, чем указано в договоре;
  • низкое качество;
  • несоответствие ассортимента;
  • упаковка или тара нарушена;
  • товар некомплектный.

Отказаться от продукции можно, если поставщик представил неверную информацию о продукции.

Когда товар не был принят, обязанность по корректировке счета-фактуры возлагается на продавца. На оформление документа дается не более 5 дней.

➟ Если брак выявлен после приемки

В соответствии со ст. 223 ГК РФ покупатель становится собственником продукции после ее получения. Не всегда он при этом внимательно проверяет изделия на брак. Встречается, что недостатки выявляются позже.

Возврат просроченного товара поставщику после приемки представляет собой процесс купли-продажи, если происходит по договоренности. Покупатель и продавец меняются своими ролями. Между ними заключается новый договор. Счет-фактура оформляется покупателем, если он уже принял товар.


Особенности оформления акта о составлении расхождения по качеству и количеству

Особенности оформления акта Документальное оформление принятия товара прописано в «Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).

Акт составляет комиссией в момент выявления брака. В нее включается представители поставщика и покупателя. Если товар был передан транспортной компанией, то ее сотрудник также должен быть членом комиссии.

Акт составляется по установленной форме ТОРГ № 2. Организация может разработать собственный бланк, в том числе как приложение к договору.

Внимание! Для импортных товаров заполняется унифицированная форма ТОРГ № 3 в пяти экземплярах.

Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей Как вернуть поставщику нереализованный товар?

Товар, который магазин не смог реализовать, может быть возвращен по взаимной договоренности. Если качество соответствует заявленному, а в договоре не указывается условия возврата без весомого основания, то в одностороннем порядке вернуть изделия не получится.

Когда поставщик согласен принять нереализованный товар, оформляется обратная сделка купли-продажи. С ее результата рассчитывается НДС и налоги.


Подводные камни

Подводные камни Необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Акт возврата должен быть заверен поставщиком и покупателем. Поставить подписи могут или руководители, или представители компаний, если у них имеется соответствующая доверенность.
  2. Потребитель при обнаружении просроченного товара предъявляет претензии непосредственно торговой точке. Магазин должен утилизировать изделия или оформить возврат поставщику, если это было прописано в договоре. В последнем случае уничтожение продукции происходит за счет продавца.
  3. При составлении искового заявления необходимо указать основания для требований. Иногда понадобится проведение дополнительной экспертизы. Ее стоимость может быть оплачена ответчиком, как и другие судебные расходы, если суд примет решение в пользу истца.

Заключение

Подведем итоги:

  • Законодательство не обязывает поставщика выкупать или принимать просроченную пищевую продукцию, если такое условие не прописано в договоре.
  • В договор запрещается включать условия возврата на продовольственный товар со сроком годности менее 30 дней.
  • Продукцию можно вернуть обратно только при явных признаках брака.
  • Покупатель должен направить претензию поставщику при выявлении недостатков.

Если продавец отказывается принять обратно товар, то покупатель имеет право обратиться в суд для защиты своих интересов. Для этого нужно проконсультироваться с юристами, которые помогут с составлением искового заявления. Профессиональная помощь является одним из главных условий успешного разрешения дела.