Химчистка испортила вещь — что делать по закону?
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 2 448

Если химчистка испортила вещь — что делать? | Советы юриста

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 9 минут
АА

Обращаясь в химчистку, потребители ожидают, что услуга будет выполнена качественно, а любимая вещь будет возвращена в идеальном состоянии. Но на практике можно столкнуться с совершенно противоположной ситуацией. Граждане нередко сталкиваются с вопросом, что делать, если химчистка испортила вещь, забирать ли ее или требовать компенсацию. Права потребителей защищены законодательством. Это относится и качеству предоставляемых бытовых услуг.


На что обратить внимание при сдаче вещи в химчистку

Сдать вещь в химчисткуВ ст. 35 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителя» исполнитель отвечает за сохранность и правильное использование вещи заказчика.

Если химчисткой нанесен ущерб, клиент имеет право требовать:

  • компенсацию оплаченных за работу средств;
  • стоимость вещи в двукратном размере.

Требования клиента должны быть удовлетворены в течение 3 дней. Если руководство организации отказывает в этом, то потребитель имеет право обратиться в суд для возмещения ущерба.

При обращении в химчистку необходимо заполнить квитанцию.

В документе должны быть прописаны следующие сведения:

  • адрес юридического лица;
  • сведения о клиенте;
  • наименование услуги;
  • сведения об изделии, в том числе комплектации, фурнитуре;
  • стоимость работ;
  • дата приема и сроки выполнения услуги.

В квитанции можно отразить и примерную стоимость вещи. Это поможет при взыскании компенсации, если изделие будет безвозвратно испорчено. При отсутствии цены в квитанции или договоре, заключенном с химчисткой, стоимость вещи придется доказывать другими способами, например, чеком о покупке.

Справка! Если у вещи имеются повреждения или дефекты, то они перечисляются в квитанции.

Если обнаружены недостатки

Если обнаружены недостаткиЕсли потребитель заметил на вещи из химчистки пятна, разводы, дыры, которых не было, или другие дефекты, то он должен выполнить следующее:

  • не подписывать квитанцию об отсутствии претензий к организации;
  • требовать составление акта с перечислением обнаруженных дефектов;
  • в заявлении указать требования по компенсации стоимости вещи и оплаты услуг.

Потребители могут столкнуться с проблемой, что делать, если забрал и не заметил, что изделие испорчено. В случае, когда на вещи остались пятна или разводы, которые можно обнаружить при визуальном осмотре, требовать компенсацию у химчистки не получится, если потребитель подписал акт о приемке и отсутствии претензий.

Жалоба оформляется при проявлении скрытых дефектов. В соответствии со ст. 19 Закона № 2300-1 претензия может быть направлена в разумный срок после обнаружения того, что услуга была оказана некачественная, но в пределах 2 лет.


Как составить претензию

Как составить претензиюЖалоба изначально пишется на имя руководителя организации.

В ней должна быть указана следующая информация:

  • описание обнаруженных повреждений;
  • состояние изделия до химчистки;
  • наличие на одежде маркировки, где указывается информация о возможных способах ухода за материалом.

 

К жалобе необходимо приложить копию квитанции, договора, доказательства стоимости вещи.

Дополнительно может быть проведена экспертиза, подтверждающая порчу изделия из-за воздействия на нее химических веществ. Копия акта прикладывается к заявлению. Если нет чека из химчистки, то доказать вину организации, предоставляющей услуги, будет трудно.

В результате экспертизы может быть выявлено, что дефекты связаны с самим изделием (материалом, краской и другими параметрами). В таком случае вины химчистки нет, а претензию необходимо писать на имя производителя или продавца, реализующего некачественный товар.

Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя, другой – у организации, оказывающей услуги. На основании ст. 22 Закона № 2300-1 заявление рассматривается в течение 10 дней после поступления, если в нем прописаны требования уменьшения стоимости работ или возмещения убытков, связанных с устранением обнаруженных дефектов, в том числе третьими лицами.

На претензию о выплате двукратного размера стоимости вещи  и компенсации понесенных потребителем расходов ответ должен прийти в течение 3 дней.


Обращение в суд

Обращение в судЧто делать, если администрация химчистки никак не отреагировала на жалобу? Оформлять заявление в суд. Иски стоимостью до 50 000 рублей рассматривает мировой судья.

Если требуемая компенсация выше, то заявление направляется в районный суд. Потребитель имеет право подать иск по своему месту жительства или адресу юридического лица.

Структура написания заявления регулируется ст. 131 ГПК РФ.

В иске указывается:

  • наименование судебного органа;
  • сведения об истце;
  • данные ответчика;
  • суть претензии;
  • требования к химчистке;
  • список приложений.

Иск необходимо дополнить квитанцией, чеком, копией договора с исполнителем. Оплаты госпошлины за споры, связанные с защитой прав потребителей, не предусматривается.

Судебная практика показывает, что у гражданина больше шансов получить компенсацию, если проведена экспертиза обнаруженных дефектов и причины их появления. Акт о результатах приобщается к делу.

Внимание! Договор с исполнителем, где прописано, что химчистка не несет ответственности за сохранность вещей, признается недействительным на основании ст. 16 Закона № 2300-1.

Заявление может быть подано лично в канцелярию госструктуры или отправлено заказным письмом с уведомлением. Иск оформляется в нескольких экземплярах.

На рассмотрение заявления должностному лицу дается 5 дней. Если документ соответствует требованиям, то судья выносит определение о принятии его к рассмотрению в суде первой инстанции. Об этом извещаются все стороны, участвующие в процессе.

Исковое заявление пишется в деловом стиле, суть претензии излагается четко и лаконично. Рекомендуется, чтобы документ не превышал 3 страниц. В документе необходимо указывать ссылки на законы, которые были нарушены. Общие правила оказания бытовых услуг утверждены Постановлением № 1025 от 15.08.1997.

В документе указывается, что изделие после чистки должно сохранить изначальную форму, цвет, целостность. Нарушения со стороны организации, оказывающей бытовые услуги, также попадают под закон «О защите прав потребителей».

В суд необходимо представить копию претензии, направленной руководителю химчистки. Если администрация давала письменный отказ в возмещении ущерба, то он тоже должен быть предъявлен должностному лицу.

Потребитель имеет право выдвигать следующие требования:

  • бесплатно устранить дефекты;
  • снизить стоимость работ;
  • заменить изделие на аналогичное или выплатить его двукратную стоимость;
  • возместить расходы, связанные с устранением выявленных нарушений.

На основании ст. 15 Закона № 2300-1 истец имеет право требовать компенсацию морального вреда. Она выплачивается отдельно от возмещения материальных потерь. Размер компенсации устанавливается судебным решением и не зависит от присужденной компенсации имущественного вреда.

В ст. 30 Закона № 2300-1 указывается право потребителя на требование неустойки. Недостатки, выявленные в результате оказания некачественных услуг, должны быть устранены в разумные сроки, которые назначает клиент компании. Они прописываются в заявлении или договоре, заключенном с исполнителем.

Если сотрудниками химчистки не соблюдены установленные сроки, то за каждый день просрочки может быть назначена неустойка или пеня. Ее размер составляет 3% в день от общей стоимости договора на оказание услуг.

Суд может назначить проведение дополнительной экспертизы (ст. 79 ГПК РФ). Исследование может быть сделано судебно-экспертным учреждением, одним или несколькими специалистами.

Справка! Участники процесса имеют право просить назначить экспертизу в определенной организации. Если суд принимает решение в пользу истца, то ответчику может быть назначен штраф в размере 50% от присужденной суммы (ст. 13 Закона № 2300-1).

В случае, когда интересы потребителя представляет третье лицо, требуется нотариальная доверенность. Судебные расходы, в том числе на оплату юриста, могут быть взысканы с ответчика, если решение будет принято в пользу истца.

Необходимо учитывать, что с неустоек и штрафов, которые выплачиваются в связи с нарушением прав потребителя, нужно оплачивать НДФЛ. От налога освобождается компенсация, выплачиваемая истцу за моральный ущерб.

При получении вещи из химчистки важно внимательно ее осмотреть на наличие пятен и повреждений. Если услуги оказаны некачественно, то потребитель может направить претензию руководителю организации. Необходимо составить акт в двух экземплярах, где будут отражены дефекты изделия. Руководитель компании должен в течение 3 дней отреагировать на претензию и возместить клиенту ущерб. Если этого не произошло, то клиент может обратиться в суд и взыскать с химчистки не только двукратную стоимость вещи, но и моральный ущерб, штрафы и неустойки.