Обращаясь в химчистку, потребители ожидают, что услуга будет выполнена качественно, а любимая вещь будет возвращена в идеальном состоянии. Но на практике можно столкнуться с совершенно противоположной ситуацией. Граждане нередко сталкиваются с вопросом, что делать, если химчистка испортила вещь, забирать ли ее или требовать компенсацию. Права потребителей защищены законодательством. Это относится и качеству предоставляемых бытовых услуг.
Содержание
На что обратить внимание при сдаче вещи в химчистку
В ст. 35 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителя» исполнитель отвечает за сохранность и правильное использование вещи заказчика.
Если химчисткой нанесен ущерб, клиент имеет право требовать:
- компенсацию оплаченных за работу средств;
- стоимость вещи в двукратном размере.
Требования клиента должны быть удовлетворены в течение 3 дней. Если руководство организации отказывает в этом, то потребитель имеет право обратиться в суд для возмещения ущерба.
При обращении в химчистку необходимо заполнить квитанцию.
В документе должны быть прописаны следующие сведения:
- адрес юридического лица;
- сведения о клиенте;
- наименование услуги;
- сведения об изделии, в том числе комплектации, фурнитуре;
- стоимость работ;
- дата приема и сроки выполнения услуги.
В квитанции можно отразить и примерную стоимость вещи. Это поможет при взыскании компенсации, если изделие будет безвозвратно испорчено. При отсутствии цены в квитанции или договоре, заключенном с химчисткой, стоимость вещи придется доказывать другими способами, например, чеком о покупке.
Если обнаружены недостатки
Если потребитель заметил на вещи из химчистки пятна, разводы, дыры, которых не было, или другие дефекты, то он должен выполнить следующее:
- не подписывать квитанцию об отсутствии претензий к организации;
- требовать составление акта с перечислением обнаруженных дефектов;
- в заявлении указать требования по компенсации стоимости вещи и оплаты услуг.
Потребители могут столкнуться с проблемой, что делать, если забрал и не заметил, что изделие испорчено. В случае, когда на вещи остались пятна или разводы, которые можно обнаружить при визуальном осмотре, требовать компенсацию у химчистки не получится, если потребитель подписал акт о приемке и отсутствии претензий.
Жалоба оформляется при проявлении скрытых дефектов. В соответствии со ст. 19 Закона № 2300-1 претензия может быть направлена в разумный срок после обнаружения того, что услуга была оказана некачественная, но в пределах 2 лет.
Как составить претензию
Жалоба изначально пишется на имя руководителя организации.
В ней должна быть указана следующая информация:
- описание обнаруженных повреждений;
- состояние изделия до химчистки;
- наличие на одежде маркировки, где указывается информация о возможных способах ухода за материалом.
К жалобе необходимо приложить копию квитанции, договора, доказательства стоимости вещи.
Дополнительно может быть проведена экспертиза, подтверждающая порчу изделия из-за воздействия на нее химических веществ. Копия акта прикладывается к заявлению. Если нет чека из химчистки, то доказать вину организации, предоставляющей услуги, будет трудно.
Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя, другой – у организации, оказывающей услуги. На основании ст. 22 Закона № 2300-1 заявление рассматривается в течение 10 дней после поступления, если в нем прописаны требования уменьшения стоимости работ или возмещения убытков, связанных с устранением обнаруженных дефектов, в том числе третьими лицами.
На претензию о выплате двукратного размера стоимости вещи и компенсации понесенных потребителем расходов ответ должен прийти в течение 3 дней.
Обращение в суд
Что делать, если администрация химчистки никак не отреагировала на жалобу? Оформлять заявление в суд. Иски стоимостью до 50 000 рублей рассматривает мировой судья.
Если требуемая компенсация выше, то заявление направляется в районный суд. Потребитель имеет право подать иск по своему месту жительства или адресу юридического лица.
Структура написания заявления регулируется ст. 131 ГПК РФ.
В иске указывается:
- наименование судебного органа;
- сведения об истце;
- данные ответчика;
- суть претензии;
- требования к химчистке;
- список приложений.
Иск необходимо дополнить квитанцией, чеком, копией договора с исполнителем. Оплаты госпошлины за споры, связанные с защитой прав потребителей, не предусматривается.
Судебная практика показывает, что у гражданина больше шансов получить компенсацию, если проведена экспертиза обнаруженных дефектов и причины их появления. Акт о результатах приобщается к делу.
Заявление может быть подано лично в канцелярию госструктуры или отправлено заказным письмом с уведомлением. Иск оформляется в нескольких экземплярах.
На рассмотрение заявления должностному лицу дается 5 дней. Если документ соответствует требованиям, то судья выносит определение о принятии его к рассмотрению в суде первой инстанции. Об этом извещаются все стороны, участвующие в процессе.
Исковое заявление пишется в деловом стиле, суть претензии излагается четко и лаконично. Рекомендуется, чтобы документ не превышал 3 страниц. В документе необходимо указывать ссылки на законы, которые были нарушены. Общие правила оказания бытовых услуг утверждены Постановлением № 1025 от 15.08.1997.
В документе указывается, что изделие после чистки должно сохранить изначальную форму, цвет, целостность. Нарушения со стороны организации, оказывающей бытовые услуги, также попадают под закон «О защите прав потребителей».
В суд необходимо представить копию претензии, направленной руководителю химчистки. Если администрация давала письменный отказ в возмещении ущерба, то он тоже должен быть предъявлен должностному лицу.
Потребитель имеет право выдвигать следующие требования:
- бесплатно устранить дефекты;
- снизить стоимость работ;
- заменить изделие на аналогичное или выплатить его двукратную стоимость;
- возместить расходы, связанные с устранением выявленных нарушений.
На основании ст. 15 Закона № 2300-1 истец имеет право требовать компенсацию морального вреда. Она выплачивается отдельно от возмещения материальных потерь. Размер компенсации устанавливается судебным решением и не зависит от присужденной компенсации имущественного вреда.
В ст. 30 Закона № 2300-1 указывается право потребителя на требование неустойки. Недостатки, выявленные в результате оказания некачественных услуг, должны быть устранены в разумные сроки, которые назначает клиент компании. Они прописываются в заявлении или договоре, заключенном с исполнителем.
Если сотрудниками химчистки не соблюдены установленные сроки, то за каждый день просрочки может быть назначена неустойка или пеня. Ее размер составляет 3% в день от общей стоимости договора на оказание услуг.
Суд может назначить проведение дополнительной экспертизы (ст. 79 ГПК РФ). Исследование может быть сделано судебно-экспертным учреждением, одним или несколькими специалистами.
В случае, когда интересы потребителя представляет третье лицо, требуется нотариальная доверенность. Судебные расходы, в том числе на оплату юриста, могут быть взысканы с ответчика, если решение будет принято в пользу истца.
Необходимо учитывать, что с неустоек и штрафов, которые выплачиваются в связи с нарушением прав потребителя, нужно оплачивать НДФЛ. От налога освобождается компенсация, выплачиваемая истцу за моральный ущерб.
При получении вещи из химчистки важно внимательно ее осмотреть на наличие пятен и повреждений. Если услуги оказаны некачественно, то потребитель может направить претензию руководителю организации. Необходимо составить акт в двух экземплярах, где будут отражены дефекты изделия. Руководитель компании должен в течение 3 дней отреагировать на претензию и возместить клиенту ущерб. Если этого не произошло, то клиент может обратиться в суд и взыскать с химчистки не только двукратную стоимость вещи, но и моральный ущерб, штрафы и неустойки.