Несколько лет назад законодательно упростилась процедура приватизации дачных участков. В 2023 году она так же проводится при предоставлении минимального пакета документов. При этом получить в собственность можно не все земельные наделы. Важно знать, как проводится приватизация дачного участка и куда необходимо обращаться.
Содержание
Для чего нужна приватизация дачного участка?
Приватизацией называется переход права собственности на участок от государства к частному лицу. Земли выделяются муниципальными органами госвласти. Оформление участка дает множество преимуществ гражданину.
Он вправе после приватизации:
- проводить любые сделки с наделом (продажа, дарение, обмен);
- сдавать участок в аренду с получением платы;
- передавать участок в наследство;
- производить деление земли на несколько частей, объединять участки, которые находятся в собственности гражданина.
Также оформление права собственности необходимо для того, чтобы государство не смогло изъять надел для своих нужд без выплаты компенсации. Особенно это касается земель, не используемых гражданами в течение 3 лет. При смерти пользователя наследники не смогут получить те, которые принадлежат государству.
До какого года продлена упрощенная приватизация?
Процедура приватизации проводится с ориентиром на следующие законы:
- ФЗ №93;
- ФЗ №137.
В первом документе отмечается, что процедура передачи наделов в частные руки проводится по упрощенной схеме. Второй закон устанавливает порядок приватизации в отношении земель, которые были выданы гражданам до 2001 года.
Многие граждане интересуются, до какого года можно осуществить процедуру. Ранее законом о дачной амнистии предусматривалась возможность бесплатного проведения приватизации до 1 марта 2020 года. Однако ФЗ №267 от 2 августа 2019 года были внесены изменения в нормативные акты.
Согласно нововведениям, до 1 марта 2021 года граждане могут оформить собственные права в упрощенном режиме на дома, расположенные на садовых участках. Если лицо не успеет провести процедуру в период, на который продлена дачная амнистия, ему придется делать это в более сложном порядке.
Пошаговая инструкция
Важно знать, с чего начать процедуру приватизации. Первым шагом является определение основания, в соответствии с которым занимается данный участок.
К ним относят:
- право бессрочного пользования;
- право наследуемого владения;
- соглашение с местными органами власти о предоставлении земли в пользование;
- договор аренды с администрацией.
Далее следует придерживаться данной пошаговой инструкции:
- Составление технического плана объекта, описание участка.
- Подача заявления на проведения процедуры приватизации.
- Межевание для установления границ, проводимое органами власти.
- Оформление кадастрового паспорта и получение разрешения на приватизацию.
- Передача комплекта документов в Росреестр для регистрации права собственности на участок.
Описание участка
Председатель садового товарищества должен предоставить гражданину необходимые документы на участок.
К ним относят:
- землеотводный документ – акт, постановление о предоставлении в пользование товариществу земли для бессрочного пользования;
- копию распределения наделов в рамках землеотвода;
- копию протокола о создании товарищества;
- справку, подтверждающую членство гражданина в товариществе.
Далее готовится схема расположения земельного участка. Процедура необходима, если не было проведено межевание надела и ему не присвоен кадастровый номер. На схеме нужно указать границы и локализацию участка. Именно эта часть и будет передаваться в собственность.
Гражданин обязан составить схему самостоятельно. Это требование прописывается в пункте 8 статьи 11.10 ЗК РФ. Но можно привлечь и кадастрового инженера, который окажет услугу по составлению схемы.
Обращение в муниципалитет
После сбора документов необходимо составить заявление в компетентные органы.
Требуется обращаться:
- в комитет земельных ресурсов, если участок входит в собственность муниципалитета;
- в отделение Росимущества при принадлежности земли к собственности федеральных, региональных властей.
Документы можно направить в МФЦ по месту жительства или непосредственно в администрацию. Рассмотрение обращения производится в течение 30 дней с момента, когда оно будет зарегистрировано. Если решение будет положительным, то администрация предоставляет акт или постановление о выделении земли в собственность. Дополнительно готовится акт приема-передачи.
Кадастровый учет
Данный этап требуется не всем гражданам.
Постановка на кадастровый учет осуществляется при:
- отсутствии документов на земельный участок;
- необходимости уточнения границ надела.
Границы земельного участка определяются в кадастровой палате. Для проведения процедуры гражданин должен подать заявку, чтобы к месту выехали кадастровые инженеры. Они проводят замеры, а через некоторое время передают владельцу описание объекта и обозначение его границ. После этого акт передается в Росреестр для постановки на учет в кадастре.
Государственная регистрация
Данный этап является завершающим при передаче дачного участка в собственность. После того, как будет получено постановление о приватизации, оформляется официальное право на него.
Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРП. Зарегистрировать право собственности можно в МФЦ по месту жительства.
В наличии гражданину необходимо иметь следующие документы:
- копию паспорта;
- постановление, выданное администрацией, о передаче в собственность земельного участка;
- квитанцию, подтверждающую факт оплаты государственной пошлины (350 рублей за оформление в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).
Дата получения документов отмечается на расписке об их приеме.
Перечень документов
Чтобы получить разрешение на приватизацию, гражданину потребуется собрать полный пакет документов.
В него входят:
- выписка из ЕГРП о праве собственности на дачный участок;
- документ, подтверждающий право землепользования (кадастровый план участка, свидетельство о праве бессрочного использования, пожизненно наследуемого владения, соглашение с местными органами власти о предоставлении надела, договор долгосрочной аренды);
- кадастровый паспорт или план-схему с указанием границ надела (должна быть заверена руководством дачного кооператива);
- справку, отражающую имеющиеся на участке строения;
- правоустанавливающие или правоподтверждающие документы (при наличии дачного домика).
Справку о наличии строений на земельном участке можно взять в БТИ. В отношении жилых помещений, гаражей указываются реквизиты свидетельств о регистрации прав, характеристики. Если на земле располагаются хозпостройки, они перечисляются в отдельном перечне. Документ заверяется правлением кооператива.
Образец заявления
Форма заявления на проведение приватизации утверждена Приказом Минэкономразвития № 622.
Документ обязательно должен содержать следующие пункты:
- наименование организации, которая будет рассматривать заявление;
- адрес ее расположения;
- фамилию, имя, отчество заявителя;
- адрес его проживания и контактные данные;
- адрес участка, подлежащего приватизации;
- категорию земельного надела, его назначение;
- наличие обременений;
- вид права пользования;
- реквизиты документа, устанавливающего право пользования;
- перечень располагаемых на земле объектов.
После подачи документов гражданину выдается на руки расписка о приеме.
Сроки
Сроки процедуры складываются из длительности проведения каждого этапа:
- Приватизация при подаче заявления в Департамент земельно-имущественных отношений при муниципалитете – 14 дней.
- Подготовка и изготовление кадастрового паспорта – 1 месяц.
- Регистрация прав собственности в Росреестре – 10 дней.
Сроки могут быть уменьшены и увеличены. Дополнительное время потребуется при необходимости предоставить дополнительные документы или выявлении ошибок в заявлении. В целом приватизация может проводиться в срок до полугода.
Сколько стоит приватизация дачного участка?
Каждый гражданин, который начинает процедуру, интересуется, сколько стоит приватизация. Сама процедура при подаче документов в срок является бесплатной.
Потребуется оплатить госпошлину за оформление участка в собственность. Ее размер составит 350 рублей.
Когда приватизация невозможна?
В некоторых случаях выносится отказ в проведении приватизации.
Отрицательное решение может быть вынесено при:
- запрете государственных органов на приватизацию;
- предназначении земель для государственных нужд (строительство, посевные работы);
- изъятии земли из оборота;
- заявлении на приватизацию лицом, по факту не использующим землю;
- отсутствии полного пакета документов;
- приватизации надела ранее.
Если неточности с документами можно исправить, остальные причины обуславливают безоговорочный отказ.а
Судебная практика
В судебной практике имеются случаи, связанные со спорными моментами при проведении приватизации. Нередко муниципальные органы отказывают в процедуре, не имея на это законных оснований.
Например, гражданка Ш. обратилась в суд Челябинска с иском к администрации Тракторозаводского района (№ 44-г-100/2011). Она хотела признать право собственности на участок, который используется ей с 1993 года. При этом Управление Росреестра отказало ей в проведении бесплатной приватизации.
Суд постановил, что гражданка имеет право на процедуру, так как являлась членом товарищества и фактически пользовалась землей.
Заключение
В заключение стоит отметить следующее:
- Приватизацией называется переход права собственности на участок от государства к частному лицу. Земли выделяются муниципальными органами госвласти.
- После оформления участка гражданин имеет право на полное распоряжение им по своему усмотрению. Он может подарить, продать, обменять его, оставить в наследство.
- Процедура бесплатной приватизации в упрощенном режиме в рамках закона о дачной амнистии продлена до 1 марта 2021 года.
- Перед проведением процедуры потребуется выяснить обоснование использования землей.
- Гражданин должен составить план, описание участка, провести его межевание. При необходимости ему нужно обратиться в кадастровую палату для регистрации надела.
- После сбора документов необходимо составить заявление в муниципалитет для получения права на проведение приватизации.
- Если процедура согласована, гражданин оформляет право собственности в органах Росреестра.
- Приватизация проводится бесплатно. Потребуется оплатить только госпошлину.
- Сроки процедуры варьируются от 2 до 6 месяцев.
- Гражданину могут отказать в приватизации при наличии законных оснований.
Процедура не всегда проходит легко для гражданина. Поэтому приходится заручаться поддержкой профессиональных юристов. Наши специалисты помогут составить заявление, собрать документы для подачи в муниципалитет и органы Росреестра.