Жалоба на преподавателя ВУЗа: как и куда подать?
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 2 032

Как написать жалобу на преподавателя ВУЗа и куда ее подать?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Екатерина Ларионова
Время на чтение: 10 минут
АА

В процессе оказания услуг по предоставлению высшего образования могут возникать конфликты между студентами и преподавателями. Иногда они быстро решаются в ходе обсуждения проблемы. Но если прийти к единому мнению не удается, отношения не восстанавливаются, а преподаватель продолжает притеснять студента, может быть подана жалоба на преподавателя вуза. Рассмотрим, как правильно составить документ и куда можно подать его.


Причины жалоб на преподавателя вуза

причины жалобВ соответствии со статьями 19 и 21 Конституции РФ все граждане равны в правах. Запрещено унижение чести и достоинства человека, жестокое обращение с ним. При этом статьей 45 ФЗ №273 установлена возможность обучающихся защищать свои права.

Жалоба должна быть обоснованной. То есть подавать ее можно только при наличии объективных причин.

Среди оснований для обращения выделяют:

  • предвзятое отношение к конкретному ученику или группе обучающихся;
  • грубость по отношению к студентам, хамство, использование ненормативной лексики;
  • применение физической силы;
  • вымогательство денег за сдачу сессии;
  • ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
  • применение непедагогических мер воспитания;
  • нарушение санитарно-гигиенических норм при осуществлении образовательного процесса;
  • принуждение к выполнению действий, не предусмотренных учебным планом;
  • дискриминация по отношению к студентам по различным признакам.

К жалобе необходимо приложить доказательства фактов нарушений. Ими могут быть показания свидетелей, фото, видео- и аудиозаписи.


Как и куда подать жалобу на преподавателя вуза или колледжа?

Как и куда подать жалобуПри возникновении конфликта лучше попробовать на начальном этапе решить вопрос с руководством. Если результата после общения с директором нет, стоит обращаться в контролирующие инстанции.

➟ Руководству вуза, колледжа

В учебном заведении контроль за деятельностью преподавателей осуществляется на различных уровнях. Так, подать жалобу можно непосредственному руководителю: кафедры, факультета. Также можно обратиться выше – к директору института или ректору университета.

Способов направления претензии несколько. Самый распространенный вариант – личное посещение. Потребуется уточнить часы приема руководителя и, при необходимости, записаться на встречу. С собой нужно взять письменную жалобу в двух экземплярах. На одном из них, который останется на руках у заявителя, ставится подпись и печать. Они подтверждают факт принятия.

Если встретиться с руководством не удалось, то можно оставить жалобу секретарю. Также доступен вариант обращения по почте. Стоит отправлять жалобу с подтверждающими документами заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанция будет служить подтверждением отправки.

➟ В Департамент образования

Не всегда руководство вуза оперативно реагирует на жалобы. Иногда ответ выносится не в пользу студента. В таком случае можно обратиться в первый контролирующий орган – Департамент образования.

Данная структура представлена как на местном, так и региональном уровне. В первом случае контроль осуществляется комитетом образования администрации населенного пункта. Но не всегда специалисты осуществляют работу с высшими учебными заведениями. Поэтому может потребоваться обращение именно в Департамент субъекта.

Способы подачи жалобы аналогичны обращению к руководству вуза. Направить жалобу можно лично, через канцелярию или почте. Также стоит уточнить вариант электронного обращения. Департаменты могут принимать жалобы по электронной почте, через официальный сайт и горячую линию. Так, например, контроль за функционированием системы образования в Москве осуществляет Департамент образования и науки. Письма принимаются по адресу: 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д.15, стр. 1. А личный прием осуществляется через общественную приемную, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Набережная Академика Туполева, д.15, корп. 4.

Для оперативной связи создана горячая линия по номеру 8 (495) 777-77-77. А электронное обращение можно направить через официальный сайт Правительства Москвы mos.ru/feedback/reception, выбрав соответствующий Департамент. В электронной форме требуется указать личные данные (фамилия, имя, отчество, адрес проживания, контактный номер телефона), суть обращения. К документу можно прикрепить доказательства в электронном виде.

➟ В Министерство науки и высшего образования РФ

Министерство науки и высшего образования РФ осуществляет контроль за деятельностью учебных заведений высшего профессионального образования. Данный орган является федеральным, поэтому пожаловаться в него можно только при отсутствии результата решения проблемы на местном уровне. В противном случае жалобу вновь спустят ответственным специалистам.

Подать жалобу можно заказным письмом. Корреспонденция принимается по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11.

Также для связи создана горячая линия по обеспечению правовой и социальной защиты обучающихся. Звонки принимаются по номеру телефона 8-800-222-55-71 с 9.00 до 17.00 по московскому времени.

Удобным способом обращения является подача электронного заявления. Для его направления требуется зайти на официальный сайт minobrnauki.gov.ru/open_ministry/reception/appealnew/. Пользователю после перехода по ссылке станет доступна форма, в которой необходимо указать: тему обращения, фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, контактный номер телефона, субъект проживания. В основное поле вводится текст обращения. К заявлению можно приложить подтверждающие документы.

➟ В Рособрнадзор

Нарушения в сфере образования выявляются и устраняются Рособрнадзором. Орган осуществляет надзор и контроль за учебными заведениями страны. Также он принимает жалобы, если другие органы проигнорировали обращения от заявителя.

Направить обращение можно лично или письмом по адресу: 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д.16, К-51, ГСП-4. При личном посещении стоит заранее уточнить график приема на официальном сайте obrnadzor.gov.ru.

Удобным вариантом является подача жалобы через электронную приемную obrnadzor.gov.ru/otkrytoe-pravitelstvo/elektronnaya-priemnaya. Пользователю необходимо заполнить форму, указав тему обращения, фамилию, имя, отчество, почтовый адрес с индексом, адрес электронной почты и номер телефона. Также важно подробно описать ситуацию и прикрепить подтверждающие документы.

➟ В правоохранительные органы, прокуратуру, суд

В некоторых случаях во время сдачи экзаменов преподаватели могут вымогать деньги со студентов. Также преподаватели могут допускать применение физической силы. В этом и иных случаях нарушения норм ГК РФ, УК РФ требуется написать заявление в полицию.

Кроме того может понадобиться обращение в прокуратуру. Данный орган осуществляет контроль за деятельностью государственных и частных организаций. Поэтому обратиться в него можно, в том числе, при отсутствии реакции иных органов.

Оставить обращение можно несколькими способами. Например, лично, обратившись в орган по месту проживания. Адрес можно уточнить на сайте Генеральной Прокуратуры РФ epp.genproc.gov.ru. Также документы можно передать по почте заказным письмом в территориальный орган, уточнив адрес на сайте. Письма в Генеральную Прокуратуру необходимо направлять по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 15а, строен. 1, Москва, Россия, ГСП-3, 125993.

В каждом отделении прокуратуры имеется ящик для приема обращений. Письменная жалоба с подтверждающими документами может быть передана таким способом.

Также имеется возможность подачи электронной жалобы через официальный сайт.  Необходимо зайти на него epp.genproc.gov.ru, перейти в раздел «Обращение в прокуратуру». Далее можно сформировать обращение с авторизацией через ЕСИА и без нее. В форме необходимо указать регион проживания, город, личные данные, а также ввести текст сообщения.

Аналогично подать жалобу можно через портал Госуслуги. Для этого потребуется авторизоваться в личном кабинете, выбрать раздел «Генеральная прокуратура» и нажать кнопку «Подать жалобу». В предложенную форму автоматически будут внесены личные данные из кабинета. Дополнительные сведения, например, описать суть произошедшего, потребуется внести с соблюдением требований системы. После заполнения форма будет направлена на рассмотрение.

Судебные органы рассматривают обращения, если требуется компенсация морального и материального ущерба. Также подать иск можно в случае отсутствия реакции других контролирующих органов.

Исковое заявление направляется в мировой суд при стоимости требований менее 50 000 рублей. Если цена иска больше, необходимо обращаться в районный суд.

В наличии у истца должен быть пакет документов. Подать иск можно лично, обратившись в канцелярию суда, или почтовым отправлением. Также можно использовать систему ГАС «Правосудие».

Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)

Как составить жалобу?

Как написать жалобуПри составлении жалобы важно указать следующую информацию:

  1. Данные органа, который будет рассматривать обращение. Указываются наименование, юридический адрес.
  2. Сведения о заявителе. Прописываются фамилия, имя, отчество, адрес проживания, контактный номер телефона, адрес электронной почты.
  3. Суть произошедшего. Описывается сложившаяся ситуация с указанием даты, времени, места, где произошел конфликт с преподавателем. При заполнении данного раздела необходимо опираться на нормы закона, которые нарушил сотрудник учебного заведения
  4. Требования принять меры к нарушителю.
  5. Перечень приложений. Прописывается список документов, прилагаемых к жалобе.
  6. Дата оформления документа.
  7. Подпись заявителя.

➟ Образец жалобы

Жалоба составляется в произвольной форме. При оформлении можно использовать данный образец:


Какие меры могут принять?

В зависимости от компетенций органа, который будет рассматривать жалобу, в отношении преподавателя могут быть приняты следующие меры.

Руководство вуза Меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым договором: предупреждение, выговор, увольнение
Контролирующие образовательный процесс органы Отстранение от учебного процесса, дисциплинарное взыскание, увольнение
Правоохранительные органы Наказание в рамках КоАП РФ, УК РФ (штраф, заключение под стражу и др.)

Вопросы наших читателей

Что делать, если действия не дали результата?

вопросы читателейЕсли индивидуальная жалоба на уровне руководства не была рассмотрена или действия не дали результата, можно попробовать составить коллективное обращение. При отсутствии реакции и в таком случае следует обращаться в контролирующие органы. Более действенным будет одновременная подача заявлений в различные вышестоящие инстанции.

Как подать коллективную жалобу на преподавателя ВУЗа или колледжа?

Коллективная жалоба оформляется и подается так же, как и индивидуальная. В ней необходимо отразить аналогичную информацию. Разница заключается только в том, что в коллективной жалобе требуется прописать данные всех заявителей. Они должны поставить свои подписи на документе. При этом подавать жалобу может один представитель.

Какой срок ответа на жалобу в разных органах?

В соответствии со статьей 12 закона №59, на рассмотрение жалобы сотрудникам контролирующих инстанций отводится 30 дней. Но данный срок может быть продлен, если потребуется дополнительная проверка. Максимально он может увеличиться на 30 дней, о чем в обязательном порядке уведомляется заявитель.

Как можно пожаловаться анонимно на преподавателя?

В соответствии со статьей 7 закона №59 в жалобе обязательно должны указываться данные заявителя: фамилия, имя, отчество, адрес проживания. При отсутствии таких сведений лицо, принявшее жалобу, должно руководствовать нормами части 1 статьи 11 закона №59. Давать ответ на обращение, поданное анонимно, специалист не обязан.

Какие обращения не рассматриваются?

Не будут рассматриваться обращения, не содержащие личной информации о заявителе. Также отказ будет вынесен по жалобам, содержащим угрозы, оскорбления, нецензурную лексику.

Орган может отказать в приеме жалобы, если описанная ситуация и требования не входят в его компетенцию. Тогда заявление передается в учреждения, занимающиеся данным вопросом, или гражданину рекомендуется самому сменить адресата.

Чем грозит подача жалобы для студента?

Многие студенты опасаются последствий, поэтому не жалуются на неправомерные действия преподавателей. Если описанное в заявлении соответствует действительности, не содержит ложных сведений, то негативных последствий для студента быть не может. В этом случае речь идет о защите его прав, что разрешено на законодательном уровне.


Подводные камни

Подводные камниПри обращении в контролирующие инстанции стоит помнить о некоторых особенностях:

  1. Могут возникнуть сложности с оформлением документа. Особенно это касается отражения в нем требуемой информации. При неправильном оформлении жалобы решение может быть вынесено не пользу заявителя. Лучше обратиться к юристу, который поможет грамотно составить документ.
  2. Некоторые пользователи боятся подавать жалобу онлайн способом. Важно отметить, что данный вариант является таким же официальным. Поданная через сайт или портал Госуслуги жалоба регистрируется точно так же. Ответ поступает на нее выбранным пользователем способом.
  3. Не всегда жалоба может привести разрешению проблем на уровне руководства или контролирующих инстанций. В некоторых случаях может потребоваться обращение в органы прокуратуры, суд.

Заключение

Выделим основные моменты:

  • Жалоба на преподавателя должна быть обоснованной. Подавать ее можно только при наличии объективных причин.
  • При возникновении конфликта лучше попробовать на начальном этапе решить вопрос с руководством.
  • Если результата после общения с директором нет, стоит обращаться в контролирующие инстанции: в Департамент образования, Министерство науки и высшего образования РФ, Рособрнадзор, правоохранительные органы, прокуратуру, суд.
  • Можно подать индивидуальную или коллективную жалобу при нарушении прав группы студентов.
  • Жалоба не должна быть анонимной.

Грамотно оформленный документ поможет восстановить права заявителя. Если вы не знаете, как составить его, что указать, обратитесь к юристам нашего сайта. Специалисты проконсультируют вас по правовым вопросам, помогут оформить заявление и направить его в контролирующие органы.