При посещении медицинского учреждения не все пациенты остаются довольны качеством услуг. Участковый терапевт, детский врач, специалисты узкого профиля могут допускать халатность, хамство, а также не исполнять свои обязанности. Для защиты жизни и здоровья, а также отстаивания собственных прав, гражданин может подать жалобу на врача.
Содержание
Причины жалобы на врача
Причины, по которым пациенты подают жалобы, могут быть различными:
- Отказ в проведении осмотра больного во время приема.
- Неправильный или несвоевременно поставленный диагноз.
- Ухудшение состояние гражданина во время лечения по вине врача.
- Отказ в выдаче больничного листа, рецепта на положенный медицинский препарат.
- Отказ педиатра выехать на дом к ребенку, который заболел, вызов в поликлинику.
- Халатность при исполнении обязанностей медицинским работником.
- Нарушение порядка ведения беременности врачом женской консультации.
- Отказ выписать справку здоровому ребенку для посещения школы, детского сада.
- Коррупция, требования заплатить деньги за работу. С этим часто сталкиваются как посетители медицинских учреждений, так и граждане, вызывающие скорую помощь.
- Несвоевременное предоставление медицинской помощи.
Пожаловаться можно на любого специалиста: участкового терапевта и педиатра, лора, стоматолога и других врачей узких специализаций.
Куда можно пожаловаться на врача?
Пациент вправе обратиться как к руководству учреждения, так и в вышестоящие контролирующие инстанции. Если результата нет, можно обратиться в правоохранительные органы.
➟ Главврачу
Главный врач отвечает за порядок в учреждении и работу сотрудников. При возникновении конфликтных ситуаций сначала необходимо обратиться к нему.
Среди причин обращения выделяют:
- неоказание медицинской помощи пациенту;
- неправильно поставленный диагноз;
- ошибочно назначенное лечение;
- грубость, хамство по отношению к пациенту;
- отказ в приеме.
Главврач должен принять жалобу обращающегося. Он изучает все обстоятельства дела и дает развернутый ответ. Даже если руководитель учреждения поддерживает работника, он обязан отреагировать на обращение и донести свое мнение до заявителя.
Ответ должен быть дан в течение 30 дней после регистрации жалобы. Если он не поступит, то гражданин может обращаться в вышестоящие инстанции.
➟ Департамент здравоохранения
В Департамент здравоохранения, который имеется в каждом регионе, можно пожаловаться при отсутствии реакции руководства медучреждения на претензию пациента.
Среди оснований для подачи жалобы выделяют:
- неуважительное отношение к гражданину со стороны медицинского, обслуживающего персонала;
- осмотр, лечение, госпитализация в условиях, не соответствующих требованиям;
- причинение вреда здоровью в результате не правильно поставленного диагноза или назначенного лечения;
- разглашение личных сведений, в том числе о состоянии здоровья, диагнозе пациента;
- отказ в предоставлении информации о состоянии пациента (самому гражданину или родственникам, которым могут быть предоставлены сведения).
➟ Минздрав
В каждом субъекте есть региональное Министерство здравоохранения. Оно регулирует деятельность медицинских учреждений, а также принимает жалобы от граждан.
Выделяют распространенные причины жалоб в Минздрав:
- халатность врачей при исполнении своих обязанностей;
- неправильно поставленный диагноз, что привело к негативным последствиям;
- отказ от лечения пациента;
- несвоевременное оказание медицинской помощи.
➟ Росздравнадзор
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) регулирует работу государственных, частных медицинских учреждений, аптек.
Гражданин может обратиться в него в случае:
- нарушения права гражданина на бесплатную помощь;
- некачественного получения услуг по полису ОМС;
- продажи лекарственных препаратов, которые должны выдаваться бесплатно;
- навязывания платных анализов;
- отказа выдать направление на операцию;
- нарушения условий договора с пациентом частной клиникой.
Также можно пожаловаться на невыдачу путевки в санаторий, отказ в установлении группы инвалидности.
➟ В страховую компанию
Контроль над работой медицинских учреждений осуществляется страховщиком. Если у гражданина имеется полис ОМС, он может подать жалобу в компанию для защиты своих прав.
Среди причин обращения выделяют:
- отказ в оказании помощи пациенту;
- принуждение к платному лечению;
- ненадлежащее лечение, которое привело к неприятным последствиям;
- отказ в выдаче направления на УЗИ, иные исследования;
- отказ в выдаче направления к узким специалистам;
- направление к платному врачу при отсутствии в медучреждении бесплатного специалиста.
Сотрудники обязаны рассмотреть ситуацию, принять меры. Страховщик вправе самостоятельно обратиться в соответствующие органы, если будут выявлены нарушения прав гражданина.
➟ Прокуратуру, суд, полицию
При отсутствии результата рассмотрения жалобы можно обращаться в правоохранительные органы: полиция, прокуратура, суд:
- Прокуратура рассматривает обращения по соблюдению прав граждан. Орган инициирует проверку медицинского учреждения. Анонимные обращения не рассматриваются. После проверки документы могут быть переданы в суд. Также прокуратура может установить наличие/отсутствие факта нарушений.
- Обращение в полицию необходимо, если был нанесен вред здоровью гражданина. Также подавать заявление можно, если действия врача попадают под статью УК РФ. Полиция рассматривает ситуации, когда наступила смерть в результате врачебной ошибки, был установлен факт вымогательства денег, угроз, шантажа.
- Если требуется возмещение морального или материального ущерба, подается исковое заявление в суд.
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)
Как написать жалобу на врача?
В документе необходимо отразить несколько основных разделов:
- Шапка документа. Указывается наименование получателя жалобы, данные ответственного лица. Также прописываются фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона, адрес электронной почты.
- Наименование документа.
- Описание ситуации. Указывается дата, время, место произошедшего, данные врача, его поведение. Обязательно нужно отметить, какие права были нарушены.
- Требования составителя жалобы. Можно попросить привлечение к дисциплинарной, уголовной ответственности, вернуть деньги за медицинские услуги.
- Список приложений к жалобе. Приводится перечень документов, которые предоставляются в качестве доказательств.
- Дата составления и подпись заявителя.
➟ Образец жалобы
Форма жалобы не установлена законодательно. Также не отражаются требования, предъявляемые к данным документам.
Необходимо составлять жалобу в письменном виде, придерживаясь делового стиля. За основу можно взять данный образец:
Документы к жалобе
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие факт нарушения прав гражданина. Перечень приведен в таблице.
Наименование документа | Комментарий |
Аудио- или видеозаписи | Позволяют подтвердить факт хамского отношения, вымогательства. |
Выписка из медицинской карты, история болезни | Должна быть заверена медучреждением |
Рецепты на препараты | Подтверждают факт неправильного лечения |
Иные документы | Можно предъявить любые бумаги, по которым можно понять, что медицинская помощь оказана неквалифицированно |
Как направить жалобу?
Жалобу можно направить различными способами. Доступны как дистанционные варианты, так и личная передача.
➟ Онлайн
Все ведомства и контролирующие организации имеют официальные сайты. На них можно найти форму обратной связи. Заполнив ее, гражданин направляет на рассмотрение обращение. Оно имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ.
Также можно направить жалобу по электронной почте. Стоит уточнить, принимает ли учреждение подобные обращения.
➟ Лично
Обратиться в контролирующий орган можно лично. Жалоба подается в канцелярию или приемную.
Требуется подготовить два экземпляра документа. Один с печатью и подписью о приеме остается на руках у заявителя. Второй передается на рассмотрение.
➟ Почтой
Документы можно передать по почте. Необходимо отправить заказное письмо с описью вложений и уведомлением о вручении. В этом случае удастся подтвердить факт отправки.
Образец иска в суд на врача
При отсутствии результата рассмотрения жалобы может быть подано исковое заявление в суд. Также оно направляется, если гражданин хочет взыскать материальный и моральный ущерб.
Документ оформляется в соответствии с установленными законом требованиями.
В нем необходимо указать:
- наименование судебного органа, адрес;
- данные истца, ответчика;
- цену иска;
- обстоятельства возникновения спора;
- ссылки на законодательные нормы;
- требования истца;
- дату, личную подпись.
Также нужно доказать факт досудебного урегулирования спора. Можно приложить копии жалоб, которые были направлены главврачу, в минздрав, страховую компанию.
Вопросы наших читателей
Как пожаловаться на врача частной клиники?
Частные клиники в работе должны руководствоваться теми же принципами, что и государственные. При выявлении нарушений прав гражданина также можно подать жалобу.
Обратиться можно в любую из вышеуказанных инстанций. Также гражданин вправе передать жалобу в Роспотребнадзор, так как частные клиники оказывают платные услуги.
Подводные камни
В процессе подготовки жалобы человек может столкнуться с трудностями:
- При отсутствии опыта сложности могут появиться при оформлении документа.
- Медицинское учреждение может отказаться принимать жалобу на врача, поддерживая своего работника.
- Если контролирующие инстанции не примут меры, придется обращаться в суд. А это требует материальных и временных затрат.
Заключение
После рассмотрения темы стоит сделать несколько выводов:
- При нарушении любых прав гражданина можно обратиться с жалобой на врача, медицинское учреждение в вышестоящие инстанции.
- Подать документ можно главврачу на действия конкретного специалиста, в Департамент, Министерство здравоохранения, Росздравнадзор. При нарушении норм административного и уголовного законодательства составляется заявление в полицию. Также обращения принимают органы Прокуратуры.
- Исковое заявление в суд направляется, если решения по делу нет. Также оно оформляется, если гражданин требует моральной или материальной компенсации вреда.
- Подать жалобу можно онлайн, лично, по почте.
Неграмотные действия врача могут привести к трагическим ситуациям. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций необходимо заручиться поддержкой квалифицированного юриста. Мы поможем написать жалобу и проконсультируем по юридическим вопросам.