Трудовая инспекция осуществляет контроль над соблюдением прав работающих граждан работодателями. При наличии спорных ситуации они решаются в соответствии с ТК РФ. Если выявляется неправомерное действие руководства организации, где работает гражданин, или бездействие сотрудников инспекции, подается жалоба в Роструд (Федеральная служба по труду и занятости). Важно знать, как правильно составить ее и направить на рассмотрение.
Содержание
Жалоба в Роструд
В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель в момент приема сотрудника на работу должен ознакомить его с некоторыми моментами:
- внутренний распорядок работы на основании Устава;
- система оплаты труда;
- должностные обязанности.
Если сотрудник был оповещен о правилах и согласен с ними, он ставит подпись в трудовом договоре.
В случае нарушения прав работника он может подать жалобу в Роструд. Сделать это может любой гражданин, имеющий официальные трудовые отношения с работодателем. При этом не имеет значения занимаемая им должность, стаж трудовой деятельности.
Среди причин обращения выделяют:
- нарушение трудовых прав гражданина;
- финансовую и трудовую дискриминацию;
- нарушение порядка процедуры увольнения.
Обратиться с жалобой вправе беременные и кормящие женщины. Обычно работодатели не любят данную категорию работников, так как они уходят в отпуск по уходу за ребенком. Поэтому женщины часто получают отказ в приеме на работу, сталкиваются с последующим ущемлением прав.
Среди оснований для подачи претензии выделяют:
- отказ в приеме на работу;
- принятие на работу с испытательным сроком, после которого выносится отказ;
- увольнение женщины в период беременности;
- оскорбления, грубое высказывание недовольства по поводу ухода женщины на больничный;
- отказ в переводе на облегченный труд;
- отправление во внеплановую командировку без желания сотрудницы;
- отказ в предоставлении дополнительного свободного времени на кормление ребенка возрастом до 1,5 лет;
- отказ в выплате положенных пособий.
➟ Официальное обращение
Обратиться в Роструд можно несколькими способами:
- Передача жалобы лично в территориальное отделение службы. Обращение составляется в письменном виде и передается ответственному за прием сотруднику. На документе ставится отметка о приеме.
- Направление претензии по почте. Жалоба составляется в двух экземплярах, один из которых передается почтовым отправлением. Важно направить ее заказным письмом с уведомлением, чтобы быть уверенными в получении документа. Квитанция об отправке или подписанное получателем уведомление являются подтверждением факта передачи жалобы.
- Подача обращения через официальный сайт организации или портал Госуслуги. Наиболее удобный способ передачи жалобы. Претензию можно составить на специальном электронном ресурсе или на портале Госуслуги.
➟ Анонимное обращение
Многие сотрудники хотят подать жалобу, но опасаются за дальнейшую работу в организации. Поэтому логичным является вопрос, можно ли направить анонимное обращение.
В законе не предусматривается возможность анонимной подачи жалобы. Теоретически человек вправе направить ее. Но рассмотрение ее остается под вопросом.
Любая официальная жалоба должна содержать в обязательном порядке:
- фамилию, имя, отчество отправителя;
- контактные сведения;
- адрес электронной почты.
Но чтобы работодатель не узнал, кто именно направил претензию, можно непосредственно в обращении сделать особую пометку. В ней указывается просьба к инспектору не разглашать данные заявителя. В соответствии со статьей 358 ТК РФ специалист Роструда должен скрыть информацию об отправителе.
➟ Онлайн жалоба в Роструд на официальном сайте
Трудовая инспекция разработала специальный интернет-сервис онлайнинспекция.рф. Через него можно официально подать электронную жалобу, которая по юридической силе будет аналогична бумажному документу.
Для направления претензии необходимо использовать следующую инструкцию:
- Нужно перейти на сайт онлайнинспекция.рф. Для авторизации в системе требуется ввести логин и пароль от портала Госуслуги.
- В нижней части страницы имеется раздел «Сообщить о проблеме».
- В системе необходимо выбрать категорию обращения. Чтобы заявление было рассмотрено оперативно, важно определить подходящую проблеме тему.
- Далее указывается требование заявителя: провести проверку работодателя или получить консультацию специалиста Роструда.
- Требуется заполнить онлайн-заявление. В нем необходимо указывать достоверные личные сведения. Данные заявителя автоматически заполняются в соответствии с теми, которые отражены в личном кабинете на Госуслугах. Информацию о работодателе необходимо указать в соответствии с трудовым договором. В основной части излагаются обстоятельства произошедшего. Дополнительно можно приложить подтверждающие документы (прикрепляются сканы и фото).
Для проверки статуса требуется зайти в личный кабинет в раздел «Мои обращения». Ответ пользователю будет направлен в электронном виде.
В некоторых регионах предусматривается возможность подачи онлайн-обращения непосредственно через портал Госуслуги.
Для направления жалобы требуется:
- зайти на портал и авторизоваться;
- ввести в поисковой строке «Трудовая инспекция»;
- при наличии раздела нужно найти вкладку «Услуги» и кнопку «Подать жалобу».
➟ В период самоизоляции (Коронавирус)
В период самоизоляции многие граждане столкнулись с нарушениями их прав работодателями. Представители Роструда отметили, что при любых таких действиях работникам необходимо обращаться в службу для проведения проверок.
Подать заявление работники могут через официальный сайт Роструда в разделе covid19 «Коронавирус» — горячая линия.
Среди частых причин обращения выделяют:
- отсутствие выплаты заработной платы;
- незаконное увольнение;
- возможность перехода на удаленный график работы;
- вопросы с ежегодными оплачиваемыми отпусками.
После направления претензии заявителем сотрудники трудовой инспекции инициируют проверки недобросовестных работодателей.
Одной из мер инспекторского реагирования является направление на имя организации предостережения о недопустимости игнорирования трудового законодательства, а также указа Президента. При дальнейшем неповиновении нарушители привлекаются к ответственности.
➟ На работодателя
Пожаловаться на работодателя сотрудники имеют право при нарушении трудовых и финансовых прав. Самой популярной причиной является ущемление работников в полноценной оплате труда.
Вторым в списке обращений основанием стоит превышение должностных полномочий руководством (требования к труду сверх нормы).
Подать жалобу можно при:
- отказе в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с графиком;
- невыплате или частичной выплате больничного пособия;
- задержке заработной платы;
- необоснованном удержании части средств из заплаты;
- наличии штрафов, применяемых к сотруднику, которые не были прописаны в трудовом договоре;
- угрозах в связи с выходом на больничный;
- неоплачиваемых периодах работы после смены;
- требованиях выполнять обязанности, не входящие в список должностных.
Также пожаловаться можно на нарушение работодателем процедуры увольнения.
Среди оснований для подачи претензии выделяют:
- неполную выплату денежных средств;
- отказ в предоставлении справки о доходах;
- удержание трудовой книжки после увольнения;
- отказ выплатить компенсации различного характера.
➟ На трудовую инспекцию
Иногда после подачи обращения в Роструд гражданин сталкивается с нарушением собственных прав. Государственные инспекторы труда могут допустить незаконные действия/бездействия, которые препятствуют досудебному урегулированию.
В этом случае работник вправе обратиться к вышестоящему руководству. В жалобе он описывает обстоятельства обращения, а также нарушение его прав сотрудниками службы.
Если на территориальном уровне решить проблему не удалось, можно обратиться в вышестоящую инстанцию – Федеральную службу по труду и занятости.
Как написать жалобу в Роструд?
При подаче жалобы при посещении территориального отделения Роструда алгоритм действий следующий:
- Следует составить письменную претензию, отразив в ней обстоятельства для обжалования. Готовится документ в двух экземплярах.
- Необходимо предварительно записаться на прием к руководству отделения Роструда. Сделать это нужно не позднее, чем за 5 дней до приема через официальный сайт службы.
- После получения жалоба регистрируется. Это подтверждается отметкой о приеме, которая ставится на обоих экземплярах жалобы.
- Когда жалоба будет рассмотрена, гражданин получает ответ выбранным им каналом связи. Можно получить как письменный документ лично или по почте, так и электронный вариант.
➟ Документы
Помимо жалобы заявитель может предоставить пакет документов, удостоверяющих факт произошедшего.
В него входят:
- копия паспорта для подтверждения личности;
- копия договора, составленного при приеме на работу, а также трудовой книжки;
- должностные обязанности гражданина, правила труда в организации;
- больничный лист;
- копии приказа о наложении штрафа, выговоре;
- иные доказательства допущенных правонарушений.
➟ Образец
Единой формы жалобы законодательно не предусматривается. Поэтому документ составляется в произвольной форме. Можно использовать примерный образец жалобы в Роструд.
Скачать образец жалобы в Роструд на работодателя
Скачать образец жалобы в Роструд на бездействие трудовой инспекции
Необходимо отразить в нем основные разделы:
- Наименование органа, который будет рассматривать обращение.
- Сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, место работы и занимаемая должность, адрес проживания, номер телефона, адрес электронной почты.
- Описание обстоятельств произошедшего. Следует как можно подробнее рассказать ситуация, отметив дату и время.
- Указание, какие действия были предприняты заявителем для урегулирования конфликта.
- Дата и подпись заявителя.
Стоит помнить, что жалоба – официальный документ. Она должна быть информативной, составленной с требованием объективности. В ней запрещено отражать некорректные сведения, угрозы и оскорбления, а также лишнюю информацию.
➟ Сроки
Законодательно установлены сроки для рассмотрения обращения граждан:
- регистрация заявления – в течение 3 дней;
- передача документов в соответствующий орган – в течение 7 дней;
- уведомление заявителя о рассмотрении жалобы – в течение 30 дней.
Данные сроки предусматриваются независимо от того, в бумажном или электронном виде подается жалоба. Даже если обращение направлено через интернет, оно рассматривается в аналогичный период.
Заключение
Составить жалобу в Роструд можно при нарушении любых трудовых прав работников. Подать обращение гражданин вправе как в случае выявления неправомерных действий работодателя, так и специалистов трудовой инспекции. Обращение направляется в бумажном или электронном варианте. При отсутствии ответа или принятии решения, не удовлетворяющего заявителя, он может обратиться в суд.