При обращении в медицинскую организацию пациенты ожидают уважительного отношения и квалифицированной помощи. Ошибки в работе врача могут привести к необратимым последствиям, которые негативно отражаются на здоровье людей. Жалоба в Министерство здравоохранения пишется как на сотрудников организации, так и на администрацию медицинского заведения.
Содержание
Основания для подачи жалобы
Если пациенту нахамил работник организации или возник конфликт, то изначально необходимо обратиться к руководству заведения.
Жалоба в Минздрав России только в случае, если администрация больницы или поликлиники должным образом не отреагировала и не устранила нарушения.
Претензия может быть направлена следующим должностным лицам:
- заведующему отделения;
- главврачу больницы;
- руководителю Департамента здравоохранения.
Если жалобы в эти инстанции не дали нужный результат, то заявление с просьбой устранить нарушения может быть направлено в Министерство здравоохранения РФ.
Причины обращения встречаются следующие:
- рассмотрение вопроса находится вне компетенции местных властей (например, медицинское обслуживание по федеральной программе);
- спорное дело, которое может рассмотреть только высшая инстанция;
- игнорирование проблемы местными властями;
- необходимость решить срочный вопрос.
В Минздрав оформляется претензия на поликлинику по следующим основаниям:
- разглашение третьим лицам медицинской тайны;
- некачественное оказание медицинской помощи;
- ошибки в диагнозе и прописанном лечении;
- незаконное вымогательство денежных средств;
- навязывание платных услуг.
Жалоба на врача изначально направляется его руководителю. Обращение в Минздрав допускается в случае, если администрация не предприняла никаких действий по выявлению нарушений.
При направлении жалобы в первую очередь необходимо указывать ст. 41 Конституции РФ, где устанавливается право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинские работники несут не только административную, но и уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в соответствии со ст. 236 УК РФ. Жалоба может быть подана на основании ст. 118 УК РФ при причинении тяжкого вреда по неосторожности.
Способы подачи жалобы
Оформить претензию можно следующими способами:
- личным посещением;
- через официальный сайт;
- заказным письмом;
- звонком на телефон горячей линии;
- по электронной почте.
Независимо от способа, который выбрал пациент, жалоба должна быть зарегистрирована в течение 3 дней. На рассмотрение претензии сотрудникам Министерства отводится 30 дней (Приказ Минздрава России № 493н от 28.07.2015).
Общественная приемная располагается в Москве. Должностные лица принимают в порядке живой очереди. Предварительная запись ведется только для личных встреч с Министром или руководителем одного из Департамента.
График работы ведомства можно найти на официальном сайте Минздрава. Здесь же можно записаться на прием в соответствии с расписанием.
В приемной можно оставить заявление в письменном виде. Для посещения ведомства необходимо иметь с собой удостоверение личности.
Если выяснится, что решение вопроса не входит в компетенцию Минздрава, то гражданину дадут подробную консультацию о том, куда ему необходимо обратиться. Жалобу можно оставить в региональном Министерстве здравоохранения, откуда она будет передана в федеральное отделение вместе с другой корреспонденцией.
Горячая линия позволит оставить жалобу в любое время суток. Оператор фиксирует сведения о заявителе и суть проблемы. Ответ на обращение дается в удобной для гражданина форме.
Электронная жалоба
Электронная жалоба на больницу считается самым удобным способом оформления претензии. Для заполнения заявления онлайн необходимо перейти на официальный сайт Минздрава. В разделе «Общественная приемная» следует выбрать «Форму для обращения».
В документе указывается:
- информация о заявителе;
- текст обращения;
- сведения о враче или медицинской организации, где отмечено нарушение;
- местоположение.
К заявлению могут быть прикреплены документы в электронном виде, не превышающие по размеру 5 Мб. В обращении указывается e-mail или почтовый адрес, на который должен быть направлен ответ.
Заявителю нужно учитывать, что суть вопроса должна быть изложена кратко и лаконично. Это связано и с техническими причинами, так как обращение не может превышать 2000 знаков. Более подробные обращения нужно отправлять в письменном виде на адрес Министерства здравоохранения.
Заявление регистрируется в 3-дневный срок после поступления, независимо от способа отправки. Далее оно направляется для рассмотрения в один из департаментов или другое ведомство, в компетенции которого находится решение вопроса.
Жалобы, написанные анонимно, не рассматриваются ведомством. Если личные сведения гражданина указаны неточно или неполно, то сотрудники ведомства не смогут дать ответ по выявлению нарушений и принятым мерам.
Образец оформления
Законодательством не устанавливается единая форма, по которой можно написать претензию.
Но по общепринятым правилам заявление должно содержать следующие сведения:
- реквизиты ведомства, куда направляется документ;
- сведения о заявителе (Ф. И. О., адрес);
- краткое описание проблемы;
- информация о медицинской организации и ее сотрудниках, допустивших нарушение;
- требования.
В конце документа необходимо поставить дату и подпись. В заявлении указывается удобный способ получения ответа на претензию. Это можно сделать через заказное письмо или электронную почту.
Последним разделом в ходатайстве является перечень прилагаемых документов. Сюда включают письма в другие инстанции, письменные ответы из них, фото- и видеоматериалы, доказывающие наличие нарушений. Перечень оформляется в виде нумерованного списка.
Скачать образец жалобы на врача больницы
Скачать образец жалобы на причинение вреда здоровью
Скачать образец жалобы на разглашение врачебной тайны
Скачать образец жалобы на хамство и грубость медицинского работника
Скачать образец жалобы на отказ в экстренной медицинской помощи
Скачать образец жалобы на отказ в предоставлении информации о лечении
Основания для отказа в рассмотрении жалобы
Сотрудники Министерства могут отказаться рассматривать заявление по следующим причинам:
- отсутствие сведений или неполная информация о заявителе;
- угрозы, брань, нецензурные выражения в тексте;
- если на вопрос ранее уже давался ответ;
- ответ предусматривает разглашение государственной тайны.
В письменном виде заявление пишется четким разборчивым почерком. Стиль написания должен быть официально-деловым. Следует избегать эмоционально-окрашенных формулировок при изложении обстоятельств дела.
Заявителю направляется письменное уведомление о том, что его жалоба не будет рассмотрена. Должностные лица должны мотивировать свое решение.
Все жалобы в электронном и письменном виде рассматриваются в соответствии с Законом № 59-ФЗ от02.05.2006. Персональные данные заявителя хранятся в соответствии с действующим законодательством.
Их запрещается разглашать третьим лицам без согласия гражданина. Все письменные обращения анализируются.
Мониторинг ежемесячно отправляется в Администрацию Президента РФ. В соответствии со ст. 14 Закона № 59-ФЗ федеральные органы управления и региональные власти должны осуществлять контроль за рассмотрением от граждан в соответствии со своими компетенциями.
На основе поступившей жалобы представители ведомства должны провести проверку. Если имеются нарушения, то их необходимо устранить.
Должностные лица или сотрудники ведомства могут понести следующие виды наказания:
- дисциплинарная ответственность;
- административный штраф;
- уголовное наказание.
При обнаружении нарушений, влекущих причинение вреда здоровью, необходимо написать заявление в полицию или прокуратуру.
Жалоба может быть подана как на сотрудника муниципальных организаций, так и на врачей частных клиник, имеющих лицензию на оказание медицинских услуг.
Жалобу в Министерство здравоохранения отправляют в случае, если ситуация требует быстрого разрешения или при отсутствии реакции на нарушения от других инстанций. К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие правоту заявителя.
Самым удобным способом оформить заявление считается онлайн-форма на сайте Минздрава. Но здесь есть ограничения по размеру тексту. Поэтому обращение должно кратко и лаконично отражать суть претензии. При этом в нем обязательно указывается медицинская организация и конкретные сотрудники, допустившие нарушение. Ответ на претензию дается в течение 30 дней после ее регистрации.