Жалоба в ФНС (налоговую инспекцию): как написать, куда подать, образец 2024 года
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 5 546

Как подать жалобу в ФНС (налоговую инспекцию)?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Екатерина Ларионова
Время на чтение: 7 минут
АА

До момента обращения в суд обязательно проводится досудебное обжалование решений налоговых органов. Для этого гражданином создается и направляется жалоба в ФНС (Федеральная налоговая служба). Она необходима для проведения обжалования действий сотрудников службы, результатов проверки органами учреждений и в других случаях. Подать обращение гражданин или организация вправе несколькими способами.


Основания для обращения

Основания для обращенияЖалоба в налоговую инспекцию может быть подана:

  • физическим лицом;
  • юридическим лицом;
  • индивидуальным предпринимателем.

Основанием для обращения становится нарушение гражданских прав, действие или бездействие как работодателя, так и сотрудников ИФНС. В последнем случае обращаться нужно в организацию, которая является вышестоящей.

Среди конкретных причин выделяют:

  • допущение ошибки при расчете налогов;
  • необоснованно назначенный штраф;
  • отказ в учете льгот, имеющихся у гражданина и др.

Данный вопрос регулируется положениями глав 19 и 20 НК РФ. Обратиться нужно к статьям 137–140 кодекса.

Также жалоба в ФНС может быть подана на организацию лицом, выявившим нарушения. Действия граждан регулируются статьей 2 ФЗ №59 от 02.05.2006. Обратиться можно при уклонении организации от выплаты налогов, получении зарплаты в конвертах.


Как составить жалобу?

Как составить жалобуОфициально бланка документа для обращения не предусматривается.

В письменной претензии нужно отразить несколько моментов:

  1. Фамилия, имя, отчество обращающегося. Здесь же указывается адрес проживания гражданина, контактные сведения.
  2. Если обращение подается юридическим лицом, прописывается его наименование и адрес.
  3. Указываются основания для подачи жалобы. Важно отметить конкретное действие/бездействие сотрудника ФНС или акт, с которым не согласен заявитель.
  4. Нужно прописать наименование налогового органа, который нарушил права налогоплательщика.
  5. Обязательно отмечаются требования разобраться в ситуации, принять меры.
  6. В документе нужно отразить, каким способом будет получен результат: по почте, в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС или по электронной почте.

Как подается жалоба?

Как подается жалобаРанее обратиться в Налоговую инспекцию граждане могли только следующими способами:

  • по телефону горячей линии;
  • на личном приеме у руководства органа;
  • по почте.

После того, как был принят закон ФЗ №130 от 01.05.2016 года, расширен список подачи обращения.

Были введены три онлайн способа направления жалобы:

  • электронный документ, который передается через интернет;
  • заполнение специальной формы в личном кабинете на официальном сайте ФНС;
  • направление обращения через Госуслуги.

Звонок на горячую линию

Пожаловаться в ФНС граждане могут по телефону контактного центра +7(800)222-22-22. Номер является единым и действует на территории всей страны.

Также можно позвонить непосредственно в территориальное отделение. Уточнить номер можно на официальном сайте учреждения.

Обращение по телефону носит информативный характер.

Несмотря на это, стоит помнить о правилах общения с представителями ФНС:

  1. Гражданину нужно представиться, назвать свои персональные данные. Важно, чтобы проблема относилась к компетенции службы.
  2. Все слова должны подкрепляться документально. По запросу специалиста гражданину нужно будет предоставить бумаги.
  3. Не допускается использование оскорбительных, бранных слов, унижение чести и достоинства иных лиц.
Справка! Анонимные обращения не будут рассматриваться. Гражданину обязательно нужно будет назвать ФИО.

Личное обращение

Заявитель вправе направить жалобу непосредственно в центральный аппарат или в территориальное отделение. Обращение может быть как письменным, так и устным.

В момент посещения органа должен быть документ, удостоверяющий личность. Если при устном общении будет понятно, что проблема требует более серьезного решения, гражданину потребуется составить заявление.

Попасть на прием руководителя центрального аппарата можно только по предварительной записи. Для этого нужно обратиться к уполномоченному сотруднику по адресу: Москва, ул. Неглинная, 23. Также запись осуществляется через официальный сайт ФНС.

График приема устанавливается в соответствии с нагрузкой руководства. Обо всех изменениях даты и времени приема сообщается на сайте.

Можно обратиться к руководству территориального органа. Уточнить график также нужно на официальной странице в интернете. В этом же разделе осуществляется запись на прием.

Для этого потребуется указать:

  • тип налогоплательщика;
  • фамилию, имя, отчество;
  • контактный номер;
  • ИНН;
  • адрес электронной почты;
  • инспекцию в выбранном регионе;
  • услугу.

Система проверит, какие имеются ближайшие для посещения даты. Пользователю останется выбрать удобное время.

Запись через онлайн форму осуществляется не во всех отделениях. Нужно проверить, работает ли данная услуга в конкретном регионе.

По почте

Направить жалобу можно по почте. Для этого составляется письменный документ, в котором излагается суть проблемы. Лучше привести в тексте нормативные акты, отражающие факт нарушения прав гражданина.

Если гражданин направляет обращение в центральный аппарат, он может передать письмо по адресу 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23. Уточнить адрес территориального подразделения можно на сайте.

Онлайн обращение

Претензии передаются через интернет несколькими способами. Гражданин может составить и отправить жалобу в ФНС через личный кабинет налогоплательщика или портал Госуслуги.

Также на сайте ФНС доступна форма «Обратиться в ФНС России».

При выборе последнего варианта нужно уточнить условия подачи жалобы, выбрать тип лица (физическое, ИП, юридическое). После заполнения и отправки формы обращение регистрируется. Пользователь получает номер, по которому сможет отследить ход рассмотрения заявления.


Как заполнить электронную форму?

Как заполнить электронную форму

Чтобы жалоба была принята сотрудниками налоговой инспекции, нужно составлять ее с соблюдением правовых норм.

Важно отражать достоверную и точную информацию:

  1. Сначала выбирается адресат жалобы – отделение, которое будет рассматривать обращение. Если в городе имеется несколько инспекций, необходимо определить, в компетенции какой находится данный вопрос. Если самостоятельно узнать это невозможно, то стоит обратиться по номеру телефона клиентской поддержки.
  2. Нужно указать персональные данные (фамилия, имя, отчество, контакты, ИНН).
  3. В основном поле описывается произошедшее.
  4. Стоит указать, в какие ведомства были направлены заявления. Если ранее давались ответы, то важно отметить это в жалобе.
  5. Подтвердить изложенные факты нужно документально. Форма имеет раздел, куда можно загрузить электронные фотографии, копии.
  6. Обязательно нужно ввести адрес электронной почты. На него, после регистрации жалобы, будет выслан номер и дата принятия документа. Это поможет гражданину узнать о жалобе ФНС, ее статусе.
  7. Указывается способ получения ответа. Даже если жалоба подана в электронном виде, гражданин вправе запросить письменный бумажный ответ.

Порядок рассмотрения обращений

Порядок рассмотрения обращенийПоступившие в ФНС жалобы проверяются на соответствие требованиям закона. При соблюдении норм они регистрируются. В зависимости от содержания они передаются в соответствующие структурные подразделения или руководству.

Даже если адресат выбран неправильно, жалобу могут перенаправить в нужный отдел.

Внимание! Обращение регистрируется в день поступления независимо от того, каким способом оно было передано.

Чтобы гражданам было удобно проверять, на какой стадии рассмотрения находится жалоба, созданы специальные программы. Сервис «Узнать о жалобе» доступен на официальном сайте. Обратившись к нему, можно посмотреть дату принятия обращения, входящий номер документа.

После рассмотрения публикуется результат: принятие решения, перенаправление документа в другое подразделение. Здесь же указывается срок, в течение которого на жалобу будет дан ответ, возможное его продление.

Для получения сведений по претензии нужно ввести в электронную форму основные данные:

  • налоговый орган, куда было передано обращение;
  • тип заявителя;
  • название организации или личные данные;
  • входящий номер документа.

После введения проверочного кода система оповестит о статусе рассмотрения обращения.

Вторым сервисом является программа «Решения по жалобам». В ней публикуются публичные сведения, доступ к которым может иметь любой гражданин.

При использовании сервиса можно уточнить, какие решения были приняты по аналогичным претензиям. После подачи запроса система предоставит результаты по похожим запросам за указанный временной промежуток.


Сроки рассмотрения

Сроки рассмотренияСроки рассмотрения поступивших заявлений составляют 30 дней. Но иногда они продлеваются.

Увеличить срок вправе специалисты, которые будут давать ответ на обращение. Требуются такие меры при необходимости проведения дополнительных проверок, осуществления межведомственного взаимодействия.

Право на подачу жалобы в ФНС имеет каждый гражданин и организация. Физические лица могут оспорить действия работодателей, а также сотрудников инспекции. Юридические вправе выразить несогласие с расчетом и начислением налогов, результатами проведенных проверок. Направить обращение можно как в обычном письменном виде, так и через электронные сервисы на сайте учреждения.