Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, порой действуют непрофессионально, либо предвзято относятся к обучающимся. Такие превышения полномочий нельзя оставлять безнаказанными. Сегодня расскажем, как составляется жалоба на учителя школы и об особенностях ее подачи.
Содержание
Причины жалоб
Статьями ст. 19, ст. 21 Конституции РФ закреплено равноправие всех граждан. Запрещено унижать достоинство человека и жестоко с ним обращаться. В ст. 45 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ определено, что обучающиеся имеют право на защиту своих прав.
Нельзя голословно обвинять учителя. Заявление составляется только в том случае, если есть веские причины.
Перечислим лишь основные поводы для обращения:
- предвзятое отношение к конкретному ученику, либо целой группе;
- проявление грубости при общении с детьми, применение физической силы;
- вымогательство денег, не предусмотренных учебным процессом;
- ненадлежащее исполнение педагогом своих должностных обязанностей;
- применение непедагогических мер воспитания, например, ученика при всем классе осудили за некачественное выполнение задания;
- задается большой объем домашних заданий, что нарушает санитарно-гигиенические нормы.
Кто имеет право на подачу жалобы?
Обратиться с претензиями может не каждый человек. Гражданин должен иметь определенные полномочия. Защитить права ребенка на законных основаниях могут родители или законные представители подростка. Поэтому при написании обращения необходимо всегда указывать, кем заявитель приходится ребенку. Это проверить несложно, так как у классного руководителя имеются все документы в отношении каждого ученика.
Если дети являются совершеннолетними, то они могут самостоятельно защищать свои права.
Куда написать жалобу?
Есть несколько инстанций для направления жалоб в отношении преподавателя. Перечислим их:
- директору (завучу) школы;
- в районный отдел образования;
- в департамент образования;
- в министерство образования;
- в Рособрнадзор.
В данные учреждения следует обращаться, когда претензии касаются учебного процесса. Можно одновременно обратиться сразу в несколько вышестоящих организаций, способных решить возникшую проблему.
Если же педагог применил физическую силу к ребенку, либо занимается вымогательством с учеников или родителей за хорошие оценки, то заявление направляется в полицию или прокуратуру.
➟ На имя директора школы
Это первоначальная инстанция, куда родителям стоит обратиться. Например, когда решили отказаться от учителя по причине предвзятого отношения к ребенку. Возможно, директор сможет решить вопрос, и не придется искать защиты в других учреждениях. Руководитель может ссылаться на то, что в других классах нет мест для перевода, в этом случаев стоит обратиться в вышестоящие органы.
Если факты, указанные в заявлении, подтвердятся, то к педагогу могут применить дисциплинарные меры наказания – выговор или замечание. В исключительных случаях используется крайняя мера – увольнение.
➟ В департамент образования
Учреждение регулирует систему образования на уровне конкретного региона. Если нижестоящие инстанции не оказали содействие в решении конфликта, то стоит обратиться именно сюда.
Сотрудники департамента оперативно реагируют на все поступившие заявления. По каждому обращению проводится тщательная проверка для выяснения обстоятельств происшествия.
При выявлении нарушений, учителя привлекут к дисциплинарной ответственности. Письменная жалоба оформляется в двух экземплярах. В канцелярии учебного заведения на экземпляре заявителя должны поставить отметку о приеме. В дальнейшем это поможет доказать факт бездействия руководства школы или РОНО.
Если будет выявлен факт, что администрация школы или районный отдел образования не занимались рассмотрением жалобы, то ко всем должностным лицам применяется наказание, вплоть до увольнения. Результат рассмотрения отправляется в адрес обратившегося лица.
➟ В Министерство образования
В более серьезных ситуациях стоит обратиться в Министерство образования РФ. Данное учреждение на государственном уровне контролирует деятельность всех школ России. Сотрудники учреждения не допустят, чтобы в учебных заведениях трудились некомпетентные работники.
Родитель должен понимать, что любой конфликт может отразиться на ребенке. Например, если была направлена жалоба за занижение оценок. Вопрос решился не в пользу ученика, в такой ситуации придется перевести ребенка в другую школу, ему придется привыкать к новому коллективу. Любой конфликт с педагогом потенциально этим чреват.
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)
Правила составления жалобы
Необходимо соблюсти основные требования при написании жалобы. Вот что нужно указать:
- наименование учебного учреждения;
- сведения о заявителе (ФИО, адрес, контактный телефон);
- кем заявитель приходится по отношению к ребенку;
- подробно описать суть проблемы, ФИО учителя, с которым возник конфликт и его предмет;
- выдвинуть свои требования, например, снизить объем домашних заданий до установленных нормативов;
- перечислить имеющиеся доказательства и приложить их к заявлению.
Не стоит писать ложную информацию. Требуется указать только правдивые сведения, без личных оскорблений.
Надзорные органы внимательнее относятся к коллективным обращениям. Поэтому при выявлении факта насилия к детям, либо когда педагог предвзято к ним относится, необходимо собраться с другими родителями и подать общую жалобу.
Образцы жалоб
Родители чаще всего не знают, как правильно оформить свои претензии и защитить ребенка. Желательно, чтобы под рукой всегда имелись необходимые примеры составления обращений. Ведь от правильного заполнения бланка зависит дальнейшее рассмотрение обращения контролирующим органом.
Здесь можете скачать готовые образцы. Родители чаще всего обращаются по этим поводам:
Скачать образец жалобы на учителя за унижение достоинства ребенка и занижение оценок
Скачать образец жалобы на учителя в департамент образования
Скачать образец жалобы на учителя в Министерство образования
Скачать образец искового заявления на учителя в суд
Скачать образец коллективной жалобы на учителя
Скачать образец жалобы на директора школы от родителей в прокуратуру
Нужно подготовить 2 экземпляра жалобы. Первый вручается надзорному органу, а второй остается у заявителя.
Способы подачи
Законные представители ребенка могут воспользоваться любым из перечисленных способов для направления письменной претензии:
Лично | Для этого необходимо подойти в конкретное учреждение, куда подается жалоба. Документ примет сотрудник канцелярии или общего отдела. |
Почтой | В этом случае заявление следует направить заказным отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. |
Электронно | Это более удобный вариант подачи жалобы, не нужно подстраиваться под режим работы учреждения. Нужно уточнить, можно ли пожаловаться в электронном виде на сайте школы. В некоторых учебных заведениях этот способ обращения до сих пор не используется. |
Если от имени родителей действует представитель, то потребуется оформить доверенность. Для этого нужно сходить в нотариальную контору и заверить документ.
Сотрудники учреждения обязаны уведомить заявителя, что окончательный ответ будет направлен позднее.
Заключение
Реакция надзорных органов будет молниеносной, нарушителям не уйти от ответственности. Виновным лицам грозит дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Это зависит от совершенного проступка.
Для начала можно попытаться решить вопрос с руководством учебного заведения.
При выявлении случаев оскорбления составляется претензия директору школы на преподавателя. Если родителей не удовлетворил результат рассмотрения, то следует писать в вышестоящие инстанции.
Для взыскания морального вреда или получения компенсации за причиненный вред здоровью придется обращаться в суд. Не забудьте приложить документы, подтверждающие расходы на лечение и другие обоснования для получения компенсации.