В обязанности судьи входит защита правосудия и контроль над соблюдением законодательных норм. Но не всегда должностное лицо добросовестно это выполняет. При возникновении конфликта или несогласия с действиями госслужащего, может быть подана жалоба на судью в квалификационную коллегию судей по гражданскому делу. Государственный орган следит за выполнением должностными лицами требований, установленных в Кодексе судейской этики.
Содержание
Что такое квалификационная комиссия?
Закон № 30-ФЗ от 14.03.2002 устанавливает, что квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества всей России.
Комиссия выполняет следующие задачи:
- совершенствование судебной системы;
- защита прав и интересов судей;
- соблюдение требований Кодекса этики должностными лицами;
- участие в организационном и ресурсном обеспечении деятельности судебной системы;
- согласие на назначение кандидата на должность судьи;
- наложение дисциплинарного взыскания на должностное лицо.
Обратиться в коллегию можно при наличии следующих оснований:
- неэтичное поведение;
- нарушение законодательных норм;
- недостойное поведение, в том числе и в быту;
- нарочное затягивание судебного процесса.
В таких ситуациях заявитель имеет право требовать наложения на судью дисциплинарного взыскания. Если жалоба касается несогласия с вынесенным решением, то претензия должна направляться в вышестоящий суд. В соответствии с Законом № 3132-1 от 26.06.1992 судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за выраженное им мнение или принятое решение в ходе рассмотрения дела.
Как подать жалобу на судью?
Для того, чтобы подать жалобу понадобится:
- Подготовить заявление в соответствии с требованиями законодательных актов.
- Передать жалобу председателю суда, где рассматривалось дело.
- Дождаться письменного ответа по существу дела.
После поступления сообщения о дисциплинарном проступке должностного лица, председатель или член квалификационной коллегии принимают решение о проверке. К ней могут быть привлечены представители других государственных служб, в том числе правоохранительных органов. Претензии направляются почтой заказным письмом с уведомлением. Прием граждан коллегией не проводится.
Образец жалобы
Законом не установлена форма претензии, направляемой в квалификационную коллегию судей.
При этом в документе указываются следующие сведения:
- наименование организации или указание председателя коллегии;
- сведения о заявителе;
- суть претензии;
- указание нарушений со стороны судьи;
- требования заявителя;
- список приложений.
Жалоба рассматривается в соответствии с нормами Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006. Претензия регистрируется в течение 3 дней после получения коллегией. На проверку и вынесения решения госоргану дается 30 дней. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на месяц, о чем заявитель должен быть письменно уведомлен.
Жалоба может быть возвращена без рассмотрения в следующих ситуациях:
- заявление не содержит подписи, контактных данных гражданина;
- наличие в документе брани, угроз в адрес любой из сторон;
- не указывается суть претензии;
- текст невозможно прочитать;
- содержание документа касается государственной тайны;
- по данному вопросу уже давался ответ, и суть претензии не изменилась.
Квалификационной коллегией не рассматриваются жалобы, касающиеся судебных решений. Основанием для дисциплинарного взыскания не может служить отмена принятого должностным лицом решения вышестоящим органом.
Последствия для судьи и для заявителя
После получения жалобы председатель квалификационной комиссии принимает решение о назначении проверки. О ее результатах должны быть извещены все заинтересованные лица. Председатель коллегии рассматривает вопрос о привлечении судьи к дисциплинарному взысканию или отказе в этом.
К должностному лицу может быть применено:
- предупреждение;
- досрочное снятие полномочий.
Если заявитель ожидает других результатов, помимо дисциплинарного взыскания, то он должен направить заявление не в коллегию судей, а в вышестоящую судебную инстанцию с учетом всех требований.
Составитель жалобы должен быть извещен о результатах проверки и принятых мерах по устранению нарушения в 30-дневный срок по адресу, указанному в ходатайстве. Заявитель предупреждается и в том случае, если его претензия была перенаправлена в другое ведомство, в компетенции которого рассмотрение данного вопроса.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Жалоба в квалификационную коллегию направляется при наличии оснований о дисциплинарном взыскании на судью.
- При оформлении претензии необходимо придерживаться требований к такого рода документам, указанных в Законе № 59-ФЗ от 02.05.2006.
- На основании проверки судье может быть вынесено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного снятия полномочий.
- Ответ на жалобу должен быть дан не позднее, чем через месяц после ее поступления в комиссию. В некоторых случаях срок может быть продлен.
Жалоба на судью в квалификационную коллегию судей подается большое количество, но только по немногим из них принимается положительное решение. В большинстве случаев это связано с неправильным оформлением заявления, отсутствием весомых оснований. Для того, чтобы повысить шансы на успех и добиться желаемых результатов, стоит обратиться к услугам профессиональных юристов. Наши специалисты помогут в составлении претензии в вышестоящие инстанции, если были нарушены ваши права или судья нарушил Кодекс и действующие законодательные акты.