СОГАЗ считается одной из самых крупных страховых компаний в России. Она предлагает более ста программ для физических и юридических лиц. Рейтинговые агентства не раз подтверждали финансовую стабильность компании и высокое качество ее услуг. Несмотря на это, клиенты могут быть недовольны обслуживанием или по другим причинам. Чтобы защитить свои права, им приходится обращаться в различные инстанции. Рассмотрим, как пишется жалоба на СОГАЗ, и куда ее можно отправить.
Содержание
Законодательная база
При составлении документа следует руководствовать действующими нормативно-правовыми актами.
Среди них следует отметить:
- ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. N 2300-1 (ред. от 04.06.2023);
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ;
- Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1;
- Гражданский кодекс РФ.
Могут встречаться и другие законы, на которые следует опираться. Это зависит от каждого определенного случая. В законодательство часто вносятся изменения, поэтому может потребоваться помощь юриста при составлении жалобы.
Причины жалоб
Основание | Куда обратиться |
Отказ в продаже страхового полиса | СОГАЗ, Роспотребнадзор |
Ошибка в расчетах | СОГАЗ |
Нарушение сроков выплаты страхового вознаграждения | Центробанк |
Отказ в признании случая страховым | РСА |
Навязывание дополнительных услуг | ФАС |
Мошенничество | Прокуратура, полиция |
Как обратиться в СОГАЗ с жалобой?
Во многих случаях проблему можно решить, если обратиться непосредственно в СОГАЗ. Клиенты компании имеют возможность сделать это несколькими способами.
➟ Бесплатный телефон горячей линии
В СОГАЗ можно пожаловаться по телефону «горячей линии». Для этого нужно набрать 8-800-333-08-88. Для корпоративных клиентов номер отличается: 8-800-333-66-35. Звонок бесплатный как со стационарных, так и с мобильных номеров. «Горячая линия» работает круглосуточно, без выходных.
Клиенты, оформившие в СОГАЗ-Мед полис добровольного медицинского страхования, могут задать вопросы по телефону 8-800-333-44-19. Специалисты помогут решить проблемы, связанные с ДМС.
Если возникли проблемы с качеством оказываемых услуг, то следует обращаться по телефону 8-800-333-08-08. Специалисты помогут при возникновении конфликтной ситуации между сотрудниками офиса и клиента. Кроме того, «горячая линия» позволяет пожаловаться на низкое качество обслуживания. О принятых мерах клиенту сообщат через телефонный звонок или сообщением на e-mail.
Сотрудники колл-центра дадут консультации по страховым случаям, выплатам, процедуре получения полиса, предлагаемым продуктам. Они расскажут о том, как действовать, если возникла ситуация, когда можно получить вознаграждение. Операторы «горячей линии» не дают личные данные клиентов. Они не могут помочь, если возникли проблемы с другой страховой компанией. Сотрудники колл-центра не рассматривают вопросы, которые не входят в их компетенцию.
➟ Сайт компании
Клиент имеет возможность написать жалобу онлайн на сайте компании по адресу sogaz.ru/?form=feedback. Для этого созданы личные кабинеты, через которые есть возможность направить претензии. В тексте обращения необходимо написать суть проблемы и свои требования. При необходимости можно прикрепить документы, подтверждающие нарушения со стороны страховой компании.
Подать жалобу можно через электронную почту. Обращение отправляется на адрес sogaz@sogaz.ru. Представители компании должны ответить в течение 30 дней. В некоторых случаях срок рассмотрения обращения продляется еще на месяц.
➟ Офис компании
Претензию можно отдать лично при посещении головного офиса компании. Он находится по адресу: г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10. Граждане других регионов могут воспользоваться Почтой России.
Необходимо учитывать, что подать жалобу в офис можно только в будний день в рабочее время. Документ должен быть в двух экземплярах. На одном из них ставится отметка о регистрации входящей почты. Этот экземпляр оставляется заявителю.
Куда подать жалобу на СОГАЗ?
Если жалоба непосредственно с СОГАЗ не дала никаких результатов, то клиент имеет право обратиться в вышестоящее ведомство. То, куда направить претензию, зависит от проблемы. Каждая служба решает определенные вопросы.
➟ Роспотребнадзор
Роспотребнадзор следит за соблюдением прав потребителей. Если клиенту отказали в оформлении полиса без уважительных причин или начали навязывать платные дополнительные услуги, то он может обратиться с жалобой в данное ведомство.
Для направления претензии используют следующие способы:
- лично в территориальном отделении;
- почтовым отправлением;
- на сайте rospotrebnadzor.ru.
На основании жалобы проводится проверка организации. Если нарушения подтверждены, то Роспотребнадзор вносит представление и следит за их устранением в установленные сроки. Заявитель извещается в письменном виде о том, какие меры были предприняты и о результатах рассмотрения обращения.
В жалобе необходимо указать свои персональные данные. Анонимные обращения ведомство не рассматривает.
➟ Центробанк
В Центробанк направляется жалоба, если клиенту отказывают в страховой выплате при наличии оснований или нарушают сроки направления денежных средств. ЦБ занимается регулированием страхового рынка. Гражданин имеет право обратиться в ведомство, если считает, что расчет страхового возмещения выполнен с ошибками.
В жалобе указываются персональные данные, а также суть проблемы. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие нарушения со стороны сотрудников СОГАЗа.
Жалобу можно направить заказным письмом с уведомлением по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12. В таком случае гражданин получит подтверждение того, что в ведомстве получили его письмо. С этой даты начинается отсчет срока для рассмотрения обращения. Он составляет не более 30 дней.
По адресу cbr.ru/reception/ можно направить жалобу в электронном виде. Подать заявление могут физические и юридические лица. К нему следует прикрепить документы, которые помогут сотрудникам ведомства лучше разобраться в проблеме.
Граждане имеют возможность подать жалобу на личном приеме по адресу: Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1. График работы ведомства: понедельник с 10.00 до 18.00, со вторника по четверг с 10.00 до 16.00. В нерабочие и праздничные дни прием не ведется. На сайте ЦБ можно заранее записаться на определенную дату и время.
Информация справочного характера можно получить по телефону «горячей линии» 300 (для мобильных) или 8-800-300-30-00. Звонок бесплатный из любого региона России.
➟ ФАС
Федеральная антимонопольная служба следит за соблюдением антимонопольного законодательства. Жалобу в ведомство можно подавать, если клиенту при оформлении полиса навязывают ненужные услуги, информация в рекламе отличается от того, что действительно предлагается, и в некоторых других случаях.
Жалоба может быть направлена заказным письмом по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3. К заявлению прилагаются дополнительные документы.
Через интернет можно направить письмо по адресу delo@fas.gov.ru. Претензию можно дополнить скан-копиями документов размером не более 8 Мб.
Документ можно подать лично на приеме или через представителя. В последнем случае необходимо оформить доверенность на представление интересов другого гражданина.
➟ РСА
СОГАЗ занимается страхованием автомобилей. Если у клиента компании проблемы с полисами ОСАГО, то следует обращаться в РСА. На сайте ведомства размещен образец документа.
Жалобу можно направить по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3 (м. Добрынинская). Здесь же ведется личный прием граждан. Обратиться в Союз можно также по телефонам 8(495) 771-69-44 или 8(499) 236-16-07. Адрес электронной почты: request@autoins.ru, rsa@autoins.ru. Жалоба направляется и через электронную приемную autoins.ru/elektronnaya-priemnaya/obratnaya-svyaz/.
Сотрудники РСА не дают консультаций. Они не занимаются вопросами, связанными с КАСКО. Обратиться в ведомство можно только по проблемам, связанным с ОСАГО, страхованием в рамках программы «Зеленая карта» и техосмотром.
➟ Прокуратура
В Прокуратуру обращаются в случае выявления серьезных нарушений. Ведомство является надзорным в сфере соблюдения организациями законодательных норм. Написать жалобу в прокуратуру можно, если клиент СОГАЗа столкнулся с фактами мошенничества, подделки документов. В ведомство обращаются и в случае, если обращение в другие инстанции не дало никакого результата.
Подать жалобу в прокуратуру можно следующими способами:
- лично в территориальное подразделение;
- через портал Госуслуг;
- почтой по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 15а, строен. 1, Москва, Россия, ГСП-3, 125993.
Справочную информацию по обращениям можно получить по телефону 8-800-250-79-78, +7-495-987-56-56. При подаче заявления необходимо обязательно указать свои личные данные. Если жалоба отправляется через Госуслуги, то поля со сведениями о заявителе заполняются автоматически.
Иск в суд на страховую компанию
В суд следует обращаться за взысканием страхового возмещения. Перед этим можно направить в компанию досудебную претензию. Если страховщик ее не удовлетворит, то с него можно будет взыскать дополнительно 50% от суммы страхового возмещения за неисполнение требований потребителя.
В соответствии с п.2 ст.17 закона «О защите прав потребителей» истец может направить иск в суд по месту:
- своего пребывания или жительства;
- регистрации юридического лица;
- заключения или исполнения договора.
Помимо страховой выплаты гражданин может требовать с компании возмещение судебных расходов. В иске должны содержаться сведения об истце и ответчике, наименование судебной инстанции, суть дела, требования, список приложений. Гражданин отправляет документы как в суд, так и второй стороне. Это можно сделать лично или почтовым отправлением с уведомлением.
Вопросы наших читателей
➟ В каких случаях нельзя расторгнуть договор страхования и вернуть деньги?
Клиент имеет право расторгнуть договор страхования и вернуть деньги. Если заявление подается в течение 14 дней после заключения соглашения, то компания обязана перечислить всю сумму. В договоре могут быть прописаны случаи, когда можно расторгнуть договор по истечении 2 недель. При этом нужно учитывать, что вернуть полную сумму в таких случаях не удастся.
Встречаются ситуации, когда расторгнуть договор не получится ни при каких условиях. Это невозможно, если был оформлен медицинский полис для путешествия за пределы России. Не получится расторгнуть договор ДМС для резидентов других стран на территории РФ. Нельзя аннулировать соглашение по ОСАГО и вернуть деньги. Страховка является обязательным условием при ипотечном кредитовании. Расторгнуть такой договор можно, но, если обратиться к другому страховщику, который возьмет обязательства на себя.
➟ Кто контролирует страховую деятельность?
В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 надзорным органом над субъектами страховой деятельности является Центробанк России. Он следит за соблюдением законодательства компаний этой сферы, анализирует их деятельность. В ЦБ РФ клиенты могут обратиться, если страхователь нарушает их права или не придерживается условий договора.
➟ Какие меры могут быть применены к страховой, в случае нарушения страхового законодательства?
При выявлении нарушений страхового законодательства Банк России выписывает предписание организации с указанием сроков их устранения. Компания обязана выполнить указания и отчитаться об этом в установленный период. Если страхователь не исправил нарушения и не отреагировал на предписание, то к нему могут быть применены административные меры наказания.
Трудности, с которыми вы можете столкнуться
- При подаче жалобы на СОГАЗ важно правильно оформить документ. Претензия пишется в деловом стиле. В ней следует указывать законодательные нормы, которые нарушает страхователь. Рекомендуется избегать экспрессивных эмоциональных и просторечных выражений. Для составления жалобы лучше обратиться к юристам, которые помогут правильно сформулировать суть проблемы и претензии.
- Государственные органы рассматривают обращения граждан в течение 30 дней. После этого заявитель должен получить ответ на свое заявление. В некоторых случаях срок продляется еще на 30 дней, если требуется проведение дополнительных проверок или истребование материалов. Об этом заявитель письменно уведомляется. Если гражданин не получил ответ от ведомства в установленный срок, то он имеет право обратиться в вышестоящую организацию. При этом следует приложить все обращения, которые были направлены ранее в другие инстанции.
- Жалоба направляется в тот орган, который компетентен рассматривать данный вопрос. Встречаются ситуации, когда гражданин ошибается и обращается в организацию, не занимающуюся этой проблемой. В таком случае государственный орган должен перенаправить жалобу по системе межведомственного взаимодействия в компетентный орган. Гражданин уведомляется об этом в письменном виде.
Заключение
Таким образом, подведем итоги:
- Жалобу на СОГАЗ можно отправить непосредственно страховщику, если проблемы с некачественным обслуживанием, конфликт с сотрудниками, допущены ошибки или опечатки в документах.
- Если не удалось урегулировать проблему с компанией, можно обратиться в вышестоящие инстанции.
- Надзорным органом за деятельностью страховых компаний является Банк России (Центробанк).
- Жалобу можно подавать не только лично, но и почтовым отправлением, на электронную почту или через электронную приемную ведомств.
- Ответ на обращение госслужбы должны дать в течение 30 дней.
Граждане, не имеющие юридического образования, не всегда могут верно сформулировать суть претензии и свои требования. Поэтому лучше обратиться к специалистам, имеющим опыт в этом вопросе. Наши юристы помогут составить жалобу и направить ее в ведомство, компетентное рассматривать данный вопрос.