БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл:8 (499) 938-97-59
phoneСанкт-Петербург и обл:8 (812) 467-41-89
phoneПо всей России:8-800-350-83-79
👁 16

Как подать жалобу на налоговую инспекцию (ФНС): лично и онлайн

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!

Жалоба на налоговую инспекцию оформляется от имени физических или юридических лиц. Причиной может стать излишне начисленный налог, отказ в выплате налогового вычета, незаконно проведенная проверка.

О том, как составить жалобу на ИФНС, куда ее подать читайте в нашей статье.


Когда можно подать жалобу на налоговую инспекцию?

Когда можно подать жалобу Перед тем, как подать жалобу на налоговую инспекцию, потребуется четко сформулировать основание для обращения.

Среди распространенных причин выделяют:

  • передачу третьим лицам персональных данных гражданина;
  • допущение ошибок при расчете налогов;
  • превышение должностных полномочий и совершение преступлений;
  • незаконные операции с денежными средствами плательщика;
  • нарушение гражданских прав налогоплательщика;
  • неправомерный отказ в проведении налоговых операций.
Справка! Гражданин вправе пожаловаться на любые действия и бездействие должностных лиц, руководства ФНС, ущемляющие его права. Необходимо ссылаться на норму закона, которая была проигнорирована специалистом.


Куда подавать жалобу на налоговую инспекцию?

Куда подавать жалобу Не все знают, куда писать жалобу при возникновении проблемных моментов. Пожаловаться на работу отделения или конкретных сотрудников можно в вышестоящий орган, в прокуратуру, суд.

В вышестоящий орган

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 НК РФ жалобу можно подать в вышестоящий орган ФНС. Но при этом отправить ее необходимо непосредственно в инспекцию, допустившую нарушение прав гражданина.

Специалист, принимающий заявление, должен перенаправить документ в следующую инстанцию. Например, если права плательщика нарушило территориальное отделение в населенном пункте, обращаться необходимо в Управление по региону.

В прокуратуру

Жалоба в прокуратуру подается при наличии достаточных оснований.

Причинами обращения могут быть:

  • допущение специалистами ФНС нарушений норм налогового законодательства;
  • проведение проверки налогоплательщика без оснований;
  • неправомерное изъятие техники, документов;
  • затягивание сроков проверки;
  • отказ выполнять свои должностные обязанности (принимать налоговый отчет, возвращать НДФЛ, проводить регистрацию компании).
Необходимо подтвердить нарушения документально. Можно приложить показания свидетелей, записи с камер видеонаблюдения. При их наличии прокуратуре легче провести проверку.

В суд

На основании пункта 1 статьи 138 НК РФ одним из способов обжалования действия/бездействия специалистов ФНС является обращение в суд. Но предварительно должен быть соблюден досудебный порядок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ пожаловаться можно на решение, действие или бездействие должностных лиц. Также обращение возможно, если вышестоящий налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный срок (пункт 6 статьи 140 НК РФ).

Обратиться в суд можно в течение 1 года с момента, когда стало известно о нарушении прав гражданина, организации. При пропуске срока потребуется его восстановление при наличии уважительных причин.

В Роспотребнадзор

Роспотребнадзор является государственным органом, контролирующим деятельность организаций, которые оказывают услуги или предоставляют товары гражданам. Основной его задачей является отстаивание прав потребителей.

Контроль над деятельностью ФНС организацией не ведется. Поэтому обратиться в Роспотребнадзор не получится. Выбирая, куда подавать заявление, стоит выбрать на иные контролирующие инстанции.


Как подать жалобу на налоговую инспекцию?

Как подать жалобу Жалобу на налоговую инспекцию можно подать несколькими способами. Гражданин вправе обратиться лично, передать документы по почте или онлайн через интернет.

Лично

Один из самых распространенных вариантов – личное обращение. Документы составляются заявителем и передаются в территориальный орган ФНС, прокуратуру или суд.

Составляется два экземпляра заявления. Один из них передается специалисту, в обязанности которого входит прием жалоб. Второй остается на руках у гражданина. При этом на обоих документах ставится отметка о принятии. С помощью нее можно подтвердить факт обращения.

Почтой

Документы в контролирующие инстанции можно передать почтой. Важно проверить, чтобы комплект был полным. В противном случае будет вынесен отказ в рассмотрении жалобы.

Читайте также:  Куда жаловаться на холодные батареи в квартире?

Лучше отправлять документы заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. В этом случае удастся подтвердить, что жалоба действительно была направлена.

Онлайн

Удобным способом подачи жалобы является обращение через интернет. На сайте ФНС у налогоплательщиков должен быть сформирован личный кабинет. Через него проводятся все необходимые операции.

Процедура подачи состоит из нескольких этапов:

  1. В основном меню необходимо выбрать тип налогоплательщика: ИП, юридическое или физическое лицо.
  2. Требуется зайти в раздел «Подача жалобы в налоговые органы».
  3. Если пользователь не авторизован, необходимо войти в личный кабинет и заполнить форму. Также имеется возможность прикрепить требуемые документы к жалобе.
  4. После отправки жалобы она поступает на рассмотрение. Ответ пользователь получит в личном кабинете.

Как составить жалобу на налоговую инспекцию (образец)?

Как составить жалобу Законодательно установленной формы обращения не имеется. Жалобу необходимо составлять в соответствии с установленными требованиями. Можно использовать данный образец – скачать.

В документе важно отразить следующие сведения:

  1. Наименование и адрес организации, подающей заявление. Если обращение поступает от физического лица, указывается ФИО, адрес проживания, контактные данные.
  2. Наименование органа, который будет рассматривать жалобу.
  3. Данные инспекции ФНС, допустившей нарушения прав налогоплательщика.
  4. Информация о том, что обжалует плательщик. Также приводятся подтверждения факта нарушения прав со ссылкой на законодательные нормы.
  5. Требования, которые выдвигает заявитель (провести проверку, отменить принятое решение, принять новое решение).
  6. Желаемый способ получения ответа по жалобе (в бумажном, электронном виде, через кабинет налогоплательщика).

В документе должна стоять подпись самого заявителя или его официального представителя. Во втором случае прикладывается доверенность, подтверждающая полномочия лица.

Внимание! Запрещено использовать нецензурную лексику, эмоциональные фразы. Бумага должна быть составлена четко, в официально-деловом стиле.

Предусматривается возможность подачи и апелляционной жалобы (пункт 1 статьи 138 НК РФ). Она готовится, если налогоплательщик не согласен с вынесенным ИФНС решением по результатам проверки.

Апелляционная жалоба составляется по тому же принципу, что и обычная. Направлять ее необходимо в УФНС через инспекцию, вынесшую решение по проверке. Подать жалобу нужно до вступления решения в силу.


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей Наши читатели интересуются, как подать жалобу в той или иной ситуации. Самые распространенные ситуации рассмотрим ниже.

Можно ли подать жалобу на налоговую инспекцию за невыплату вычета?

Гражданин вправе подать жалобу за невыплату вычета. Сделать это можно через портал налоговой службы. Обращение рассматривается в течение 30 дней.

Помимо возврата вычета заявитель может попробовать взыскать неустойку. Расчет суммы требуется привести в заявлении.

Можно ли подать жалобу на налоговую через Госуслуги?

Для подачи обращения через Госуслуги необходимо зайти в раздел «Финансы и налоги». Из представленного списка нужно выбрать орган, в который будет рассматривать заявление. Все помеченные звездочками полями обязательны к заполнению. В случае обжалования акта приводятся его реквизиты. Заявление должно быть подписано электронной подписью.

Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. При необходимости осуществления проверки срок может быть продлен. Об этом гражданина уведомят по телефону или электронной почте.


Подводные камни

Подводные камни Обращение с жалобой на действия или бездействие специалистов ФНС в контролирующие органы может быть сопряжено с трудностями.

К ним относят:

  • отсутствие доказательств факта нарушения прав гражданина;
  • невозможность грамотно составить жалобу или иск в судебные органы;
  • отсутствие личного кабинета налогоплательщика или учетной записи на портале Госуслуги для обращения онлайн.


Заключение

Заключение После рассмотрения темы стоит выделить следующие основные моменты:

  1. Действия или решения специалистов инспекции ФНС обжалуются на начальном этапе в вышестоящем налоговом органе. Жалоба будет приниматься как попытка досудебного урегулирования.
  2. Если решить мирно конфликт не удается, стоит обращаться в прокуратуру или суд.
  3. Гражданин вправе обратиться лично, передать документы по почте или онлайн через интернет.
  4. Если по обращению выносится неудовлетворительное решение, можно подать апелляционную жалобу или исковое заявление в суд.

Если у вас возникли проблемы с налоговой инспекцией, юристы нашего сайта готовы прийти на помощь. Просто опишите проблему в форме связи и получите консультацию уже сейчас.