Граждане обращаются в многофункциональные центры для получения различных государственных услуг. Если при посещении учреждения их права и интересы нарушаются, может быть подана жалоба на МФЦ. Рассмотрим, как правильно написать претензию и куда подать ее.
Содержание
Основания для жалобы на МФЦ
Основные причины обращения с жалобой перечислены в ФЗ №210 от 27 июля 2010 года.
Основание | Комментарий |
Специалисты не исполняют свои должностные обязанности | Не готовят в срок необходимые документы, неверно предоставляют информацию о требуемых для оказания услуги бумагах, отказывают исправлять допущенные ошибки |
Коррупция | Требование доплатить за оказание услуг |
Аморальное поведение сотрудников | Хамство, грубость по отношению к посетителям, использование нецензурной лексики |
Отказ в оказании услуг | При отсутствии обоснований |
Передача данных третьим лицам | Специалистом незаконно распространяются персональные данные гражданина |
Куда можно пожаловаться?
Пожаловаться на неправомерные действия, бездействие, некачественное обслуживание гражданин может в различные инстанции.
Стоит придерживаться следующего порядка обращения:
- Руководство МФЦ (лично, через официальный сайт, оставить запись в книге жалоб и предложений).
- Органы власти субъекта (МЦФ создается на местном уровне).
- Прокуратура.
- Суд.
➟ Руководству МФЦ
Чаще всего граждане жалуются на работу сотрудников МФЦ.
Среди причин обращения выделяют:
- грубое поведение, хамство;
- отказ в предоставлении услуг;
- нарушение норм закона специалистами МФЦ;
- требование оплатить услугу.
На начальном этапе решать проблему необходимо с руководством МФЦ. Письменный документ можно передать лично, записавшись на прием.
Также предусматриваются иные варианты обращения:
- Официальный сайт. МФЦ каждого региона имеет сайт, на котором есть раздел «Обратная связь». Гражданин в специальной форме может отразить суть произошедшего и направить жалобу на рассмотрение.
- Книга жалоб и предложений. Посетитель может оставить отзыв, на который должна последовать реакция от руководства. Важно, чтобы книга была прошита, а листы пронумерованы.
- Горячая линия. МФЦ имеет горячую линию, куда звонить можно при возникновении проблемных моментов. Обращение регистрируется специалистом. После этого должен поступить ответ.
➟ В прокуратуру
Органы прокуратуры рассматривают обращения, связанные с нарушением прав и свобод граждан. Подать заявление можно одновременно с жалобой, направленной руководству учреждения или в органы власти субъекта.
Обратиться в прокуратуру можно при:
- незаконном требовании оплатить услугу;
- отказе в предоставлении услуги;
- нарушении конституционных прав гражданина.
Письменная жалоба может быть направлена в территориальное отделение прокуратуры. Она составляется в свободной форме.
В документе нужно подробно отразить ситуацию, прописать требования принять меры. Обращение рассматривается в течение 30 дней. Но срок может быть сокращен до 15 дней. Это возможно, если отсутствует необходимость проведения дополнительной проверки.
➟ В суд
При отсутствии реакции на жалобу руководства МФЦ и государственных органов, можно подать иск в суд.
Заявление состоит из трех основных частей:
- Вводная часть. Наименование судебного органа, данные истца (ФИО, место жительства, номер телефона и адрес электронной почты), ответчика (наименование и адрес МФЦ или данные конкретного работника).
- Основная часть. Описываются причины подачи иска, действия или бездействие ответчика, нарушающие права гражданина.
- Заключительная часть. Содержит перечень требований, список приложений к иску.
Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца. По результатам выносится решение удовлетворить требования или отказать в удовлетворении.
➟ В Роспотребнадзор
Защита прав потребителей осуществляется Роспотребнадзором. Обратиться в орган можно при совершении сотрудником МФЦ любых действий, которые противоречат закону «О защите прав потребителей».
Передать претензию можно несколькими способами:
- лично;
- по почте;
- через электронную форму на сайте.
После поступления жалобы специалисты Роспотребнадзора должны рассмотреть ее в течение 30 дней. Далее они инициируют проверку деятельности организации.
Как подать жалобу онлайн на МФЦ?
Жалобу можно подать онлайн через специальные сервисы. Перечень доступных вариантов зависит от региона проживания заявителя.
В Москве
Жители Москвы могут подать жалобу в онлайн-режиме через электронную приемную местных органов власти. Для направления претензии необходимо перейти по ссылке – md.mos.ru/reception.
В Московской области
Для жителей Московской области предусматривается возможность направить претензию через региональный портал государственных и муниципальных услуг – uslugi.mosreg.ru. Также можно передать жалобу через сайт МФЦ, с которым произошел конфликт.
При обращении через портал жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней. Ответ гражданину поступает по электронной почте.
В Санкт-Петербурге
Граждане, проживающие в Санкт-Петербурге, могут подать жалобу через электронную приемную gu.spb.ru/appeal. Обращение должно соответствовать установленным требованиям.
Результат рассмотрения жалобы
После рассмотрения жалобы выносится решение. Требования заявителя могут быть удовлетворены, виновные лица привлечены к ответственности.
Также контролирующий орган может вынести отказ. В этом случае допускается обращение в иные инстанции.
Вопросы наших читателей
Можно ли подать жалобу на МФЦ через Госуслуги?
Жалоба может быть направлена через портал Госуслуги.
Для этого требуется:
- перейти по ссылке do.gosuslugi.ru;
- авторизоваться с помощью логина и пароля для входа в личный кабинет;
- ввести личные данные (система может заполнить их автоматически, если они ранее были внесены пользователем);
- указать наименование МФЦ;
- кратко описать ситуацию.
При необходимости к жалобе можно прикрепить подтверждающие документы. Ответ поступает на электронную почту.
Подводные камни
При подаче жалобы на МФЦ могут появиться некоторые трудности:
- Доказать хамское, грубое отношение сотрудников к посетителю непросто. Потребуется иметь в наличии видео- или аудиозаписи, привлекать свидетелей.
- Сложности могут быть связаны с онлайн-обращениями. Не все пользователи могут найти нужные разделы на сайтах, правильно заполнить форму. Также при нестабильном интернет соединении, неполадках на сайте могут появиться проблемы с отправкой жалобы.
- Письменную жалобу могут правильно оформить не все граждане. Многим необходима помощь юриста.
Заключение
Сделаем основные выводы по теме:
- Пожаловаться на МФЦ гражданин может при нарушении его прав и интересов. Жалоба может быть подана как на весь центр, так и на отдельных сотрудников.
- Претензия может быть направлена руководству МФЦ, в органы власти субъекта, Роспотребнадзор. Также можно подать заявление в прокуратуру и суд.
- В отдельных регионах предусматривается возможность подачи жалобы в онлайн-режиме. Также направить обращение можно через портал Госуслуги.
При возникновении сложностей с оформлением жалобы вы можете обратиться к нашим юристам. Оставляйте заявку, и с вами свяжется наш специалист.