Микрофинансовые организации предоставляют услуги потребительского кредитования. Граждане предпочитают обращаться в такие компании, если требуется небольшая сумма на короткий срок. Встречается, что организация нарушает законодательство, предъявляет требования, которых не указано в договоре. Жалоба на МФО позволит защитить свои права. Претензии можно направлять в различные госструктуры, в зависимости от их основания.
Содержание
Общие положения
Деятельность МФО регулируется Законом № 151-ФЗ от 02.07.2010. Организации не относятся к банковским учреждениям. При оформлении займа компании руководствуются Законом № 353-ФЗ от 21.12.2013.
Отличия МФО от банков заключаются в следующем:
- простые условия оформления;
- деньги выдаются только на основании заявления и паспорта;
- короткие сроки (от нескольких дней до месяцев);
- небольшие суммы (обычно от 1 до 50 000 руб.);
- проценты начисляются за каждый день использования средств.
Деятельность МФО регулируется Банком России и законодательными актами. Но бывает, что сотрудники организации выдвигают требования по возвращению долга, которые не указаны в договоре, или иными способами превышают свои полномочия и нарушают права клиентов. В таком случае допускается подать претензию к МФО.
Куда обратиться
При возникновении проблем с микрокредитной компанией возникает вопрос, куда жаловаться. Претензия направляется в то ведомство, которое вправе решать возникшую проблему.
В зависимости от причин конфликта заявление подается в такие государственные структуры, как:
- Роспотребнадзор;
- ФССП;
- Центробанк;
- Антимонопольная служба;
- Прокуратура;
- Финансовый омбудсмен.
Чаще всего потребители обращаются с жалобой по следующим причинам:
- навязывание дополнительных услуг;
- отказ в заключении договора;
- звонки от сотрудников;
- отказ в досрочном погашении займа;
- передача личных данных третьим лицам;
- нарушения условий соглашения и др.
В соответствии с нормативными актами МФО должна зарегистрироваться в реестре Центробанка РФ. Но не все организации соблюдают это условие, поэтому их деятельность трудно проконтролировать.
Обращение в Роспотребнадзор
Жалоба в Роспотребнадзор рассматривается на основании Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006. МФО предоставляет потребителям услуги по микрозаймам. Если они ненадлежащего качества, то жалобу на МФО может рассмотреть Роспотребнадзор.
Причины для обращения в ведомство:
- нарушены пункты договора микрокредитования;
- организация представила потребителю неполную информацию об условиях соглашения;
- МФО требует с потребителя плату за безвозмездные услуги и др.
Жалоба в Роспотребнадзор может быть направлена следующими способами:
- личным посещением ведомства;
- через почтовое отправление;
- через онлайн—ресурсы.
Образец жалобы законодательством не установлен. Но порядок оформления заявления регулируется ст. 7 Закона № 59-ФЗ. В претензии обязательно указываются сведения об организации, деятельность которой нарушает права потребителя, а также личные данные о самом заявителе. Анонимные жалобы ведомством не рассматриваются.
К заявлению прикладываются документы, подтверждающие нарушения. Госслужащие обязаны ответить на обращение в течение 30 дней с даты регистрации. Ответ присылается удобным для заявителя способом, который он указал в жалобе (e-mail, заказное письмо, лично).
Пожаловаться в Роспотребнадзор возможно через их сайт в интернете тут.
Жалоба в Центробанк
Заявление в Центробанк (ЦБ) на неправомерные действия МФО подается онлайн на сайте Регулятора. Основаниями для жалобы могут служить такие причины, как:
- отсутствие у организации лицензии на работу;
- условия договора были изменены в одностороннем порядке;
- процентная ставка превышает максимально установленную;
- сведения о погашенном займе не внесены в кредитную историю;
- начисленный штраф за просрочку выше допустимого.
В интернет-приемной ЦБ РФ необходимо выбрать тему жалобы, а затем заполнить сведения о себе и реквизиты МФО. К ходатайству следует приложить договор на микрокредитование, другие документы.
Подать жалобу онлайн в ЦБ на МФО можно тут.
Жалоба судебным приставам (ФССП)
Жалоба в ФССП будет рассматриваться, если сделана по следующим основаниям:
- сотрудники организации передали личные данные должника без его ведома третьим лицам (коллекторские агентства);
- нарушаются ограничения по количеству обращений (более 1 раза в сутки);
- сведения по долгу переданы коллекторам, которые угрожают физическим насилием.
Претензию к МФО можно оформить на сайте ФСПП. В заявлении следует указать данные о заявителе, организации, кратко изложить суть нарушений.
Жалоба в прокуратуру
Обращение в прокуратуру актуально, если представители МФО или коллекторы угрожают должнику. На основании проверки представители госструктуры имеют право инициировать уголовное расследование.
В прокуратуру можно обратиться следующими способами:
- через интернет-приемную;
- личным посещением;
- заказным письмом.
Инструкция по рассмотрению обращений госслужащими утверждена Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013. Если заявление требует проверки, то ответ на него будет направлен гражданину в течение 30 дней. В случае, когда обстоятельства дела ясны, на рассмотрение претензии уходит до 15 дней.
При оформлении жалобы необходимо указать свои данные и сведения об МФО. К претензии прикладываются документальные доказательства, в том числе аудиофайлы, видео, изображения и др.
Жалоба финансовому омбудсмену
Права и обязанности финансового омбудсмена регулируются Законом № 123-ФЗ от 04.06.2018. Основные функции службы заключаются в урегулировании конфликтов между финансовыми организациями и потребителями услуг. Обращение к омбудсмену будет рассмотрено в течение 2 недель, если со дня нарушения не прошло больше, чем полгода. На все остальные случаи сотрудникам службы дается до 30 дней.
Заявление подается в письменной, электронной форме или через МФЦ. На рассмотрение жалобы служащему дается 15 или 30 дней. Если сотрудник службы отказывает в принятии претензии, то он направляет заявителю мотивированный ответ в течение 3 дней.
Жалоба в СРО
Микрофинансовые компании объединяются в саморегулируемые организации (СРО). Одной из самых крупных в России считается «МиР». СРО контролирует деятельность МФО, защищает права и интересы потребителей финансовых услуг.
Подать жалобу можно только на организацию, которая является членом профессионального объединения.
Претензия передается на рассмотрение следующими способами:
- заказным письмом по почтовому адресу;
- через e-mail;
- по телефону «горячей линии».
Пожаловаться на МФО в СРО «МиР» можно на их сайте тут.
Заявления рассматриваются в течение 15 (30) дней. Заявителю отправляется ответ способом, указанным в ходатайстве, на унифицированном бланке СРО.
Причинами обращения к профессиональному объединению МФО могут являться:
- неправомерные действия коллекторов;
- высокая процентная ставка;
- нарушение условий договора;
- отказ в досрочном погашении задолженности;
- передача МФО личных сведений третьим лицам;
- отказ в выдаче справки об отсутствии задолженности;
- подключение дополнительных услуг без уведомления клиента и др.
К жалобе необходимо приложить копию договора, заключенного с МФО, платежных и других документов. В СРОК не рассматривают анонимные обращения, поэтому понадобится заполнить обязательные поля в онлайн-форме и указать свои личные данные.
Заключение
При возникновении споров с МФО в первую очередь следует попытаться мирно урегулировать конфликт и направить заявление в саму организацию. Если это не дало ожидаемых результатов, то клиент компании может обратиться в различные ведомства. Выбор структуры, куда направить жалобу, зависит от ее оснований. К заявлению следует приложить договор, чеки, квитанции, другие документы, подтверждающие наличие нарушений со стороны МФО.