БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8 (499) 938-97-59
phoneСанкт-Петербург и обл: 8 (812) 467-41-89
phoneПо всей России: 8-800-350-83-79
👁 1 369

Как написать жалобу на МФО: куда заявить, правила обращения

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!

Микрофинансовые организации предоставляют услуги потребительского кредитования. Граждане предпочитают обращаться в такие компании, если требуется небольшая сумма на короткий срок. Встречается, что организация нарушает законодательство, предъявляет требования, которых не указано в договоре. Жалоба на МФО позволит защитить свои права. Претензии можно направлять в различные госструктуры, в зависимости от их основания.


Общие положения

общие положенияДеятельность МФО регулируется Законом № 151-ФЗ от 02.07.2010. Организации не относятся к банковским учреждениям. При оформлении займа компании руководствуются Законом № 353-ФЗ от 21.12.2013.

Отличия МФО от банков заключаются в следующем:

  • простые условия оформления;
  • деньги выдаются только на основании заявления и паспорта;
  • короткие сроки (от нескольких дней до месяцев);
  • небольшие суммы (обычно от 1 до 50 000 руб.);
  • проценты начисляются за каждый день использования средств.

Деятельность МФО регулируется Банком России и законодательными актами. Но бывает, что сотрудники организации выдвигают требования по возвращению долга, которые не указаны в договоре, или иными способами превышают свои полномочия и нарушают права клиентов. В таком случае допускается подать претензию к МФО.



Куда обратиться

куда обратитьсяПри возникновении проблем с микрокредитной компанией возникает вопрос, куда жаловаться. Претензия направляется в то ведомство, которое вправе решать возникшую проблему.

В зависимости от причин конфликта заявление подается в такие государственные структуры, как:

  • Роспотребнадзор;
  • ФССП;
  • Центробанк;
  • Антимонопольная служба;
  • Прокуратура;
  • Финансовый омбудсмен.
Справка! Перед оформлением жалобы в госструктуру следует попытаться мирно урегулировать вопрос, обратившись с письменным заявлением непосредственно в МФО.

Чаще всего потребители обращаются с жалобой по следующим причинам:

  • навязывание дополнительных услуг;
  • отказ в заключении договора;
  • звонки от сотрудников;
  • отказ в досрочном погашении займа;
  • передача личных данных третьим лицам;
  • нарушения условий соглашения и др.

В соответствии с нормативными актами МФО должна зарегистрироваться в реестре Центробанка РФ. Но не все организации соблюдают это условие, поэтому их деятельность трудно проконтролировать.

Перед тем, как оформить заем в МФО, следует проверить, включена ли компания в реестр на официальном сайте ЦБ России.

Обращение в Роспотребнадзор

обращение в роспотребнадзорЖалоба в Роспотребнадзор рассматривается на основании Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006. МФО предоставляет потребителям услуги по микрозаймам. Если они ненадлежащего качества, то жалобу на МФО может рассмотреть Роспотребнадзор.

Причины для обращения в ведомство:

  • нарушены пункты договора микрокредитования;
  • организация представила потребителю неполную информацию об условиях соглашения;
  • МФО требует с потребителя плату за безвозмездные услуги и др.

Жалоба в Роспотребнадзор может быть направлена следующими способами:

  • личным посещением ведомства;
  • через почтовое отправление;
  • через онлайнресурсы.

Образец жалобы законодательством не установлен. Но порядок оформления заявления регулируется ст. 7 Закона № 59-ФЗ. В претензии обязательно указываются сведения об организации, деятельность которой нарушает права потребителя, а также личные данные о самом заявителе. Анонимные жалобы ведомством не рассматриваются.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие нарушения. Госслужащие обязаны ответить на обращение в течение 30 дней с даты регистрации. Ответ присылается удобным для заявителя способом, который он указал в жалобе (e-mail, заказное письмо, лично).

Пожаловаться в Роспотребнадзор возможно через их сайт в интернете тут.


Жалоба в Центробанк

жалоба в центробанкЗаявление в Центробанк (ЦБ) на неправомерные действия МФО подается онлайн на сайте Регулятора. Основаниями для жалобы могут служить такие причины, как:

  • отсутствие у организации лицензии на работу;
  • условия договора были изменены в одностороннем порядке;
  • процентная ставка превышает максимально установленную;
  • сведения о погашенном займе не внесены в кредитную историю;
  • начисленный штраф за просрочку выше допустимого.
Читайте также:  Как написать жалобу в Мосгортранс?

В интернет-приемной ЦБ РФ необходимо выбрать тему жалобы, а затем заполнить сведения о себе и реквизиты МФО. К ходатайству следует приложить договор на микрокредитование, другие документы.

Подать жалобу онлайн в ЦБ на МФО можно тут.


Жалоба судебным приставам (ФССП)

жалоба судебным приставамЖалоба в ФССП будет рассматриваться, если сделана по следующим основаниям:

  • сотрудники организации передали личные данные должника без его ведома третьим лицам (коллекторские агентства);
  • нарушаются ограничения по количеству обращений (более 1 раза в сутки);
  • сведения по долгу переданы коллекторам, которые угрожают физическим насилием.

Претензию к МФО можно оформить на сайте ФСПП. В заявлении следует указать данные о заявителе, организации, кратко изложить суть нарушений.


Жалоба в прокуратуру

жалоба в прокуратуруОбращение в прокуратуру актуально, если представители МФО или коллекторы угрожают должнику. На основании проверки представители госструктуры имеют право инициировать уголовное расследование.

В прокуратуру можно обратиться следующими способами:

  • через интернет-приемную;
  • личным посещением;
  • заказным письмом.

Инструкция по рассмотрению обращений госслужащими утверждена Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013. Если заявление требует проверки, то ответ на него будет направлен гражданину в течение 30 дней. В случае, когда обстоятельства дела ясны, на рассмотрение претензии уходит до 15 дней.

При оформлении жалобы необходимо указать свои данные и сведения об МФО. К претензии прикладываются документальные доказательства, в том числе аудиофайлы, видео, изображения и др.


Жалоба финансовому омбудсмену

Жалоба финансовому омбудсменуПрава и обязанности финансового омбудсмена регулируются Законом № 123-ФЗ от 04.06.2018. Основные функции службы заключаются в урегулировании конфликтов между финансовыми организациями и потребителями услуг. Обращение к омбудсмену будет рассмотрено в течение 2 недель, если со дня нарушения не прошло больше, чем полгода. На все остальные случаи сотрудникам службы дается до 30 дней.

Внимание! Финансовые омбудсмены рассматривают споры, если размер требований одной из сторон не превышает 500 000 руб.

Заявление подается в письменной, электронной форме или через МФЦ. На рассмотрение жалобы служащему дается 15 или 30 дней. Если сотрудник службы отказывает в принятии претензии, то он направляет заявителю мотивированный ответ в течение 3 дней.


Жалоба в СРО

жалоба в СРОМикрофинансовые компании объединяются в саморегулируемые организации (СРО). Одной из самых крупных в России считается «МиР». СРО контролирует деятельность МФО, защищает права и интересы потребителей финансовых услуг.

Подать жалобу можно только на организацию, которая является членом профессионального объединения.

Претензия передается на рассмотрение следующими способами:

  • заказным письмом по почтовому адресу;
  • через e-mail;
  • по телефону «горячей линии».

Пожаловаться на МФО в СРО «МиР» можно на их сайте тут.

Заявления рассматриваются в течение 15 (30) дней. Заявителю отправляется ответ способом, указанным в ходатайстве, на унифицированном бланке СРО.

Причинами обращения к профессиональному объединению МФО могут являться:

  • неправомерные действия коллекторов;
  • высокая процентная ставка;
  • нарушение условий договора;
  • отказ в досрочном погашении задолженности;
  • передача МФО личных сведений третьим лицам;
  • отказ в выдаче справки об отсутствии задолженности;
  • подключение дополнительных услуг без уведомления клиента и др.

К жалобе необходимо приложить копию договора, заключенного с МФО, платежных и других документов. В СРОК не рассматривают анонимные обращения, поэтому понадобится заполнить обязательные поля в онлайн-форме и указать свои личные данные.



Заключение

При возникновении споров с МФО в первую очередь следует попытаться мирно урегулировать конфликт и направить заявление в саму организацию. Если это не дало ожидаемых результатов, то клиент компании может обратиться в различные ведомства. Выбор структуры, куда направить жалобу, зависит от ее оснований. К заявлению следует приложить договор, чеки, квитанции, другие документы, подтверждающие наличие нарушений со стороны МФО.