БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phone Москва и обл: 8 (495) 109-30-96
phone Санкт-Петербург и обл: 8 (812) 209-31-74
phone По всей России: 8-804-333-06-88
👁 129

Как вернуть в аптеку лекарства: надлежащего и ненадлежащего качества

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 10 минут
АА

В аптеках часто можно встретить объявление, что купленные лекарства не подлежат обмену, возврату. Действительно, чаще всего так и есть. Но иногда купленные медикаменты можно вернуть. Выясним, как можно осуществить возврат лекарств в аптеку и что нужно сделать для этого.


Как вернуть в аптеку лекарства?

Как вернуть в аптеку лекарства Условия обмена и возврата лекарств отражены в следующих законах:

В соответствии с ними вернуть лекарственный препарат надлежащего качества не получится. Например, возврат невозможен, если покупатель приобрел неверное лекарство или неправильно подобрал дозировку.

Данное правило относится и к следующим товарам, которые не подлежат обмену и возврату:

  • изделия индивидуальной гигиены;
  • растворы, гели для санобработки;
  • расходные материалы;
  • парфюмерия и косметика;
  • товары для ухода.

Эти товары не являются лекарственными препаратами, но все они продаются в аптеках.

Справка! Несмотря на это, лекарства можно вернуть в аптеку, если товар не соответствует стандартам качества, имеет брак.

Потребитель вправе произвести обмен или вернуть деньги. При обмене производится вычет разницы в стоимости.


Когда лекарства можно вернуть?

Когда лекарства можно вернуть Возврат лекарств возможен при обнаружении недостатков. То есть имеет любые нарушения состава, комплектации, которые влияют на предназначение препарата.

Среди оснований для возврата выделяют:

  • отсутствие полной информации о товаре;
  • нарушение порядка отпуска лекарственных средств (например, рецептурный товар продан без рецепта);
  • ошибку фармацевта в форме, наименовании или дозировке препарата

➟ Некачественные лекарства

Некачественные лекарства

В законе не прописывается понятие «ненадлежащее качество». Но в нем отмечается, что является недостатком и существенным недостатком.

Под недостатком понимают несоответствие товара обязательным требованиям. В результате чего покупатель не может использовать изделие по назначению.

Существенный недостаток – дефект, который невозможно устранить. Второй критерий – на его устранение потребуется время и средства. При этом даже после ремонтных работ он может проявляться вновь.

Покупатель может вернуть товар в аптеку, если изделие ненадлежащего качества.

К браку можно отнести:

  • истечение срока годности;
  • отсутствие инструкции;
  • несовпадение серии и срока годности на упаковке и флаконе;
  • несоответствие описания препарата инструкции (цвет, запах, форма, консистенция);
  • брак упаковки.
В соответствии со статьей 18 ЗоЗПП гражданин имеет право заменить некачественный товар на аналогичный. Также можно снизить его стоимость, возместить расходы на устранение недостатков. Если клиент хочет вернуть деньги, закон дает ему полное право на это.

➟ Лекарства с явными недостатками

Лекарства с явными недостатками Видимый недостаток – отличие внешнего вида лекарственного средства от требуемого. В инструкции прописывается, каким по свойствам, консистенции, цвету и запаху должен быть препарат. Если описание не совпадает, можно вернуть такой товар.

Также явным недостатком является:

  • помятая упаковка;
  • отсутствие части таблеток;
  • наличие ошибок в инструкции;
  • разломанные таблетки;
  • истечение срока годности;
  • отсутствие на упаковке или флаконе серии и номера.
Внимание! Проверить наличие видимых недостатков лучше сразу на кассе. Так можно избежать проблем с обменом и возвратом.

Если недостатки обнаружены уже дома, можно принести товар обратно в аптеку. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 ЗоЗПП, а также статьей 493 ГК РФ принять аптечный препарат будут обязаны даже без чека.

➟ Лекарства со скрытыми недостатками

Лекарства со скрытыми недостатками Не всегда качество товара можно проверить в момент, когда гражданин приобретает товар. К скрытым недостаткам относят наличие посторонних веществ, малое количество действующего вещества или его полное отсутствие.

Обнаружить недостатки можно только во время приема. Человек может почувствовать, что лекарство не действует или эффект отличается от того, который предполагался. Для того чтобы удостовериться, что препарат не работает, можно провести его экспертизу. В специальной лаборатории сделают анализ на соответствие средства инструкции.


Когда вернуть таблетки не получится?

Когда вернуть таблетки не получится Если качество товара соответствует норме и требованиям, вернуть его не получится.

Выделяют причины, по которым возврат не производится:

  1. Неэффективность лекарства для конкретного пациента. Если препарат работает, но для покупателя оказался неподходящим, в возврате будет отказано.
  2. Состав соответствует требованиям. В препарате содержится действующее вещество, указанное в инструкции, в соответствующем количестве.
  3. Внешний вид сохранен. Нельзя вернуть товар при целостности упаковки, наличии инструкции и с нормальным сроком годности.

При неправомерном отказе необходимо подать претензию в аптеку. На ответ руководству отводится 5 рабочих дней. При отсутствии результата можно подать жалобу в контролирующие инстанции: Росздравнадзор и Роспотребнадзор.


Как проверить лекарства: экспертиза

Если видимые недостатки не обнаружены, а покупатель желает поменять товар, потребуется экспертиза. Она необходима для проверки состава лекарства.


Правила заказа экспертизы

Правила заказа экспертизы Выделяют некоторые правила проведения экспертизы лекарственного препарата:

  1. Требуется достаточное количество препарата. Если его не будет хватать, в экспертизе могут отказать.
  2. Необходима упаковка лекарства. На ней должны быть отражены номер партии, срок годности.
  3. Чек не требуется. Экспертиза проводится без него.

Обратиться для проведения проверки можно в ближайший центр контроля и сертификации лекарственных средств. Потребуется заполнить заявление и опросный лист.

Во втором документе необходимо указать:

  • сколько принимался препарат;
  • дозировку;
  • прием других лекарственных средств;
  • было ли назначение врача или пациент сам выбрал средство;
  • какие проявились побочные эффекты.

После того, как лекарство заберут на экспертизу, компания направит запрос производителю. Будет выслан оригинальный препарат для оценки соответствия ему образца.

Анализ проводится в течение 3-4 недель. После этого составляется заключение с результатом исследования. Также прикладывается протокол испытаний, в котором отражен порядок проверки. Он выдается по заявлению гражданина.


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей Можно ли вернуть лекарство в аптеку, если упаковка вскрыта?

Если упаковка препарата вскрыта, возврат возможен. Это обусловлено тем, что покупатель не может оценить скрытых недостатков покупки до приема. А для этого, соответственно, необходимо открыть товар.


Подводные камни

Подводные камни Процедура возврата или обмена лекарственных средств представляет сложность для потребителей:

  1. Можно столкнуться с неправомерным отказом принять лекарства обратно. Фармацевт может настаивать на своей правоте, опираясь на закон, даже тогда, когда качество препарата не соответствует требованиям.
  2. Доказать наличие скрытых недостатков нелегко. Необходимо будет проводить экспертизу, которая покажет дефекты.
  3. Многим гражданам требуется помощь юристов, так как они не обладают достаточными юридическими знаниями для отстаивания собственных прав.

Заключение

Основные моменты по теме:

  • Вернуть можно только некачественные лекарственные препараты.
  • Если товар соответствует требованиям, но был куплен по ошибке, возврат не осуществляется. Если дефекты скрытые, потребуется провести экспертизу в специализированном центре.
  • Некачественный препарат можно вернуть даже после вскрытия упаковки и приема.

Возврат медицинских препаратов – одна из частых проблем, с которой сталкиваются потребители. Обратитесь к нашему юристу, чтобы уточнить основания и порядок обращения.