БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8 (495) 109-30-96
phoneСанкт-Петербург и обл: 8 (812) 209-31-74
phoneПо всей России: 8-804-333-06-88
👁 91

Существенный недостаток автомобиля: как вернуть автомобиль, права покупателей

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 8 минут
АА

При обнаружении существенного недостатка автомобиля гражданин вправе по закону расторгнуть договор купли-продажи, вернуть внесенные средства. Сделать это можно, изучив законодательные нормы.


Что такое cущественный недостаток автомобиля?

Что такое существенные недостатки автомобиля В законе не прописывается расшифровка существенных недостатков авто. Указываются дефекты, которые могут быть выявлены у всех технически сложных товаров.

ВС РФ в Постановлении Пленума №17 от 28 июня 2012 года разъясняет, что можно называть существенным недостатком:

  1. Он не устраняется никакими способами. Даже после проведения ремонта автомобиль остается неисправным. Дефект появляется через некоторое время повторно.
  2. Для устранения дефекта требуются большие расходы. Суд называет их несоизмеримым. Например, для ремонта автомобиля стоимостью 1 000 000 рублей требуется не менее 500 000 рублей. Суд при вынесении решения учитывает цену машины и необходимые затраты.
  3. Недостаток появляется неоднократно. Товар не может быть использован по назначению.
Справка! При выявлении недостатков проводится экспертиза. Она оплачивается продавцом и помогает выявить заводской брак, а также установить виновных в дефектах лиц.

Права покупателя при выявлении недостатка

Права покупателя при выявлении недостатка Права покупателя на возврат регулируются статьей 18 закона «О защите прав потребителей». Гражданин имеет право расторгнуть сделку, потребовать исправить дефекты или заменить товар. Но с автомобилями процедура сложнее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №924 от 10 ноября 2011 года транспортные средства относятся к технически сложны товарам. Осуществить возврат или обмен можно в течение 15 дней с момента покупки.

По истечении этого срока процедура проводится в нескольких случаях:

  1. Выявление существенного недостатка.
  2. Невозможность использования машины на протяжении более 30 дней в течение года.
  3. Нарушение срока проведения гарантийного ремонта. Он составляет 45 дней. Даже при привлечении сторонних исполнителей ответственность за соблюдение сроков лежит на дилере.

Как вернуть автомобиль при выявлении недостатка?

Как вернуть автомобиль при выявлении недостатка Продавец может препятствовать возврату автомобиля с существенными недостатками. Но право на это имеет любой покупатель. При этом не влияет, приобретен автомобиль у дилера или физического лица.

Физическому лицу

При отсутствии недостатков покупатель не может вернуть машину физическому лицу. Но если они были выявлены, порядок возврата проводится в соответствии со статьей 483 ГК РФ.

В статье указывается, что покупатель может вернуть машину бывшему владельцу при наличии не оговоренных ранее дефектов. Это подтверждает, что продавец заведомо продает некачественный товар.

Для возврата бывшему собственнику нужно направить извещение. Оно составляется в письменной форме и передается лично или по почте. Если продавец идет на контакт, то заключается соглашение о расторжении договора купли-продажи. При несогласии покупатель должен обратиться в суд с исковым заявлением.

Автодилеру

Автомобиль, как технически сложный товар, можно вернуть в следующем порядке:

  1. При выявлении любых недостатков осуществить возврат можно в течение 15 дней.
  2. Далее проводится ремонт в соответствии с гарантией. Вернуть деньги можно только при выявлении существенного недостатка, нарушении срока ремонта (45 дней) и невозможности использования машины в течение 30 и более дней в год.

Автодилеру подается письменная претензия на возврат. Если салон отказывает в проведении процедуры, можно обращаться в суд.

Даже за пределами гарантийного срока возможен возврат. Это предусматривается на протяжении срока службы автомобиля. Только претензию потребуется подавать не дилеру, а производителю после истечения гарантии.

Правила возврата

Правила возврата Чтобы вернуть машину, необходимо соблюдать досудебный порядок. При отсутствии результатов потребуется обращение в суд.

Читайте также:  Правила возврата технически сложного товара надлежащего качества

До суда

При выявлении существенного недостатка автомобиля гражданин должен следовать инструкции:

  1. Направить на имя автодилера письменную претензию. Можно передать ее лично или отправить по почте. Приводятся доказательства наличия существенного недостатка. Можно приложить заключение независимого эксперта, накладную из СТО.
  2. Дилер рассматривает претензию. Машина отправляется на экспертизу. Полностью процедура должна быть проведена в течение 45 дней.
  3. По результатам экспертизы выдается заключение. При выявлении заводского брака автомобиля требования заявителя должны быть исполнены. Если салон винит в неисправностях гражданина, необходимо обратиться в суд. Требуется взять письменный отказ в исполнении требований у дилера.

Через суд

Исковое заявление необходимо направить в городской или районный суд по месту проживания истца или заключения договора.

Процедура проводится в несколько этапов:

  1. Клиент готовит исковое заявление. Требуется составить экземпляр и для ответчика. В требованиях нужно указать необходимость расторжения договора, взыскание судебных расходов, других затрат.
  2. Заявление с остальными документами подается в суд.
  3. Проводится судебное заседание. Суд изучает доказательства, доводы, приглашаются эксперты.
  4. Суд выносит решение удовлетворить требования полностью или частично, отказать в удовлетворении. Если выигрывает истец, ответчик должен провести возврат машины.

Судебная практика

Судебная практика Октябрьский районный суд Екатеринбурга вынес положительное решение в пользу истца. Гражданин выявил существенные недостатки при использовании автомобиля, что дало ему право расторгнуть договор и вернуть ТС ООО «Прайм». Суд потребовал расторгнуть договор, а также компенсировать истцу моральный вред, выплатить в отношении его штраф, расходы по оплате судебных услуг и трат на экспертизу. Неустойка и убытки не были компенсированы.

То есть, как показывает судебная практика, споры при выявлении существенных недостатков авто являются сложными. Требования истца могут быть удовлетворены, но не в полном объеме.

Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей Можно ли получить подменный автомобиль на время ремонта?

В соответствии со статьей 20 Закона «О защите прав потребителей» гражданин может получить на время проведения ремонта аналогичный товар в пользование. Клиенты, которые передают машины на ремонт, часто требуют получения другой машины на данный период.

Но Правительством РФ утвержден список товаров, к которым данное правило не относится. Автомобили входят в данный перечень.

Потребовать предоставления подменного автомобиля клиент не вправе. Но автодилер, ценящий свою репутацию, может пойти на уступки.


Подводные камни

Подводные камни Возврат технически сложного товара может быть сопряжен с трудностями:

  1. Автосалоны часто отказываются принимать претензии от клиентов. Также они могут нарушать сроки проведения экспертизы, ремонтных работ. Дилеры могут настаивать, что дефекты появились по вине покупателя.
  2. Потребителю может быть сложно подготовить претензию и документы в суд, если не имеется юридических знаний. От того, насколько полными будут доказательства правоты, зависит решение.
  3. Судебные разбирательства длятся достаточно долго. Ответчики не идут на мировую, поэтому приходится доказывать наличие их вины.

Заключение

Стоит выделить основные моменты по данной теме:

  • Автомобиль является технически сложным товаром, который можно вернуть в течение 15 дней (при ненадлежащем качестве).
  • Далее возврат возможен при выявлении существенных недостатков автомобиля. Деньги возвращаются при отсутствии возможности использовании машины на протяжении 30 дней в год, а также нарушении сроков гарантийного ремонта.
  • На имя дилера нужно составить письменную претензию. Если будет вынесен отказ или ответа не поступит, покупатель вправе обратиться в суд.
  • На время ремонта салон не обязан предоставлять клиенту подменный автомобиль.

Чтобы выиграть судебное дело, важно заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалисты помогут с подготовкой документов, проконсультируют по вопросу применения норм закона.