Встречаются ситуации, когда покупатель обнаруживает через время после покупки, что товар некачественный. Гражданин имеет право обратиться к продавцу для устранения дефекта или возврата средств. Рассмотрим, как пишется претензия на некачественный товар.
Содержание
Как написать письмо-претензию?
Закон № 2300-1 от 07.02.1992 защищает права потребителей. В нормативно-правовом акте сказано, что обратиться с претензией на некачественный товар можно в течение всего гарантийного срока. Он устанавливается продавцом или производителем.
Если гарантийный срок не указан, то он составляет 2 года с момента покупки товара. В этот период потребитель имеет право сделать возврат изделия при обнаружении в нем существенного недостатка.
Покупатель должен написать письмо-претензию продавцу. Помимо заявления он отдает обратно товар, о чем составляется акт приема-передачи. К претензии прикладывается чек.
Правила оформления претензии о некачественном товаре
Форма претензии не утверждена законом, поэтому документ пишется гражданином в свободной форме. При этом в заявлении условно выделяют несколько частей:
Раздел |
Содержание |
Вступительная часть | Сведения об адресате и отправителе. |
Основная часть | Причина написания
Особенности покупки Обнаруженный дефект Требования |
Заключение | Дата составления претензии
Личная подпись заявителя |
При составлении претензии необходимо учитывать следующие правила:
- Если в письме указываются сроки и суммы, то их нужно прописывать как цифрами, так и прописью.
- Претензия может быть написана в письменном виде или напечатана, но в конце обязательно должна стоять личная подпись заявителя.
- В заявлении не должно быть угроз в отношении какого-либо лица, ненормативной лексики.
- Суть претензии пишется четко и лаконично. Допускаются ссылки на нормативно-правовые акты, которые были нарушены.
- Если к заявлению прикладываются документы, то в конце прописывается их список.
Претензия пишется в двух экземплярах. Один из них остается на руках у покупателя, другой направляется в магазин.
Описание оснований предъявления претензии
Потребитель должен подробно описать обстоятельства, при которых совершалась покупка. Необходимо указать дату, адрес магазина, стоимость товара. Далее прописывается выявленный дефект и обстоятельства, при которых он был обнаружен.
Основным документом, подтверждающим покупку, считается чек. Его отсутствие не является причиной для отказа в принятии претензии. Подтвердить покупку можно и другими способами. Доказательствами могут служить свидетельские показания, видео с камер наблюдения.
Предложения по урегулированию ситуации
При обнаружении дефекта в течение 14 дней покупатель имеет право написать следующее требование:
- расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги;
- обменять товар на аналогичный;
- снизить стоимость;
- устранить недостаток за счет продавца;
- взять взамен другое изделие с перерасчетом стоимости в большую или меньшую сторону
Покупатель имеет право требовать вернуть или обменять некачественный товар в следующих случаях:
- были нарушены сроки гарантийного ремонта;
- выявленный дефект нельзя устранить;
- товаром нельзя пользоваться по прямому назначению более, чем 30 дней в году из-за того, что он находится на ремонте.
Продавец может назначить экспертизу для подтверждения наличия дефектов. На ней могут присутствовать обе стороны. Если исследование покажет, что вины продавца или производителя в наличии дефекта нет, то расходы на него могут быть взысканы с покупателя.
Пример составления письма-претензии
Образец письма претензии можно посмотреть здесь:
Как отправить письмо?
Претензию можно направить следующими способами:
- лично;
- через Почту России;
- с представителем.
Покупатель может лично отнести претензию в магазин, где был приобретен товар. Допускается передать заявления через представителя, у которого имеется доверенность на совершение подобных действий. Претензия может быть направлена заказным письмом с уведомлением и описью вложений.
По требованию продавца и за его счет покупатель должен вернуть некачественный товар в полной комплектации. С изделием возвращается упаковка, аксессуары.
Вопросы наших читателей
Что делать после написания письма?
Магазин обязан рассмотреть претензию в установленные сроки. Если покупатель требует заменить товар, то на ответ продавцу дается 7 дней. При требовании возврата средств магазин должен рассмотреть претензию не дольше, чем за 10 дней. Этот срок может быть продлен до 20 дней, если потребуется проведение экспертизы.
Если отведенное время прошло, а продавец не ответил на претензию, то покупатель может обратиться в Роспотребнадзор. Ведомство занимается защитой прав потребителей. Заявление в государственную структуру подается письменно. Его можно отдать лично в территориальное отделение, направить заказным письмом или заполнить на сайте ведомства.
Если обращение в Роспотребнадзор не дало результата, гражданин имеет право обратить в суд. Иски о защите прав потребителей не облагаются госпошлиной. Помимо возврата денег или обмена товара, покупатель может прописать такие требования, как компенсация морального вреда, судебных расходов, оплата штрафа и пени.
Подводные камни
При написании претензии необходимо учитывать следующие нюансы:
- Чтобы правильно составлять жалобу, нужно иметь определенные юридические знания. В претензии следует указать ссылки на нарушенные нормативно-правовые акты. В таком случае продавец более серьезно отнесется к заявлению.
- Если возвращается некачественный крупногабаритный товар (более 5 кг), то доставку осуществляет магазин. Встречается, что продавец не может организовать отправку изделия. В таком случае покупатель сам оплачивает доставку, но впоследствии имеет право взыскать расходы с магазина. Этот момент необходимо указать в претензии.
- Покупателю не вернут деньги и откажут в обмене товара, если экспертиза подтвердит, что дефект появился не по вине продавца или производителя. В таком случае с потребителя могут быть взысканы средства за проведение исследования.
Заключение
Подведем итоги:
- При обнаружении дефекта в товаре покупатель может вернуть его продавцу в течение гарантийного срока.
- Претензия на некачественный товар оформляется в письменном виде.
- В заявлении указываются обстоятельства покупки, выявленный дефект, требования.
- Претензия отдается лично, через представителя или направляется заказным письмом с уведомлением.
- Если продавец отказывается выполнить требования, то покупатель имеет право обратиться в суд.
Каждый случай индивидуален, поэтому может потребоваться помощь юристов. Специалисты окажут помощь в оформлении претензии или искового заявления. Они подскажут, какие законодательные нормы были нарушены продавцом, на что имеет право потребитель. При необходимости юристы могут представлять интересы гражданина в суде.