Отношения между покупателем и продавцом регулируются ГК РФ. Процедура возврата товара сопровождается оформлением специальных финансовых документов и актов на предприятиях. После внесения последних изменений в законодательные акты были введены новые правила возврата товара поставщику. Узнаем, как оформляется взаимодействие между контрагентами в данном случае.
Содержание
Оформляем возврат товара надлежащего качества
В некоторых случаях допускается вернуть товар надлежащего качества, соответствующий заявленным показателям качества. В договоре на поставку должны быть прописаны возможные варианты возврата качественного товара. Например, если продукцию не успели реализовать за определенный период.
Что делать, если такой пункт отсутствует в контракте? В этом случае, если продавец дорожит своей репутацией, то он может пойти навстречу покупателю и заключить дополнительное соглашение. После этого качественная продукция передается продавцу в установленном порядке.
Покупатель оформляет возвратную накладную с указанием суммы НДС, которая была указа в первичных документах. Это нужно сделать, даже если покупатель работает без НДС, т.е. освобожден от уплаты налога в соответствии со ст. 145 и ст. 145.1 НК РФ.
Корректировочный счет-фактуру должен составить продавец товара, и направить его покупателю. Если по каким-то причинам поставщик продукции не направит корректировочный бланк, то он не может учитывать НДС в стоимость возвращенной продукции.
Как вернуть товар ненадлежащего качества?
Покупатель имеет право вернуть некачественную продукцию. Это нужно сделать как можно быстрее после получения товара. Поэтому, как только будут обнаружены какие-либо недостатки или недокомплект продукции, то следует сразу же уведомить об этом продавца. Об этом правиле говорится в п. 1 ст. 483 ГК РФ.
Существуют определенные правила оформления возврата:
- покупателем составляется акт о выявленных недостатках товара, по форме, прописанной в договоре на поставку. Если в контракте отсутствует данный пункт, то документ заполняется по бланку, утвержденному учетной политикой предприятия (обычно это форма №ТОРГ-2 или М-7);
- продавцу направляется письменная претензия.
Фактически при возврате товара покупатель составит накладную, в которой делается отметка «возврат». В документе указывается стоимость товара, указанная в бланках, в свое время поступивших от продавца, в том числе НДС.
Что делать, если товар качественный, но он не соответствует условиям договора поставки? В этом случае также оформляется возврат покупки как некачественной продукции. Это связано с тем, что продавец не исполнил должным образом взятые на себя договорные обязательства. Например, в соответствии с контрактом он должен был поставить мебель по ГОСТ, а вместо этого передал товар и документы, подтверждающие соответствие ТУ.
Расскажем, как плательщикам НДС оформить возврат. Каждой стороной сделки заполняются соответствующие документы:
Продавец | Он обязан выставить счет-фактуру с откорректированными данными. При этом будет неважно: · успел покупатель принять товар к учету или нет; · какой вид налогообложения используется покупателем (общая система или спецрежим); · какая дата отгрузки товара (до 01.01.2019 года или после этого времени); · возвращена продукция в полном объеме или частично; · имеются ли претензии к качеству или его ассортименту. В корректировочном счете-фактуре следует отразить ставку НДС, по тарифу, указанному при отгрузке продукции. |
Покупатель | В тех случаях, когда предприниматель успел принять товар и поставить его на учет в декларации по НДС придется внести сведения о восстановлении произведенного вычета по НДС. Она указывается по данным, которые были в исходных документах. Естественно, эта запись делается только при возврате товара, ранее принятого на учет с НДС. Не нужно ждать поступления корректировочного счета-фактуры от продавца. Важно восстановить сумму именно в том квартале, когда возвращается товар и была устная договоренность с поставщиком. |
Корректировочный счет-фактуру нужно предоставить в течение 5 дней, если покупатель успел оприходовать поступивший товар, но решил его вернуть, так как обнаружил брак.
Порядок возврата товара в аптеке при УСН
Если предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то оно не является плательщиком НДС. Но в главе 21 НК РФ для предприятий, применяющих спецрежим, не предусмотрено особого порядка исчисления вычетов. Для таких компаний есть два варианта действий:
Товар возвращен полностью | Корректировочный счет-фактуру нужно зарегистрировать после возникновения права на налоговый вычет. |
Продукция возвращена частично | В этом случае уменьшается количество продукции, соответственно и их стоимость. Поэтому корректировочный документ оформляется только после возврата товара от организации, применяющего УСН. |
Продавец получает право на соответствующий вычет на основании п. 5 ст. 171 НК РФ.
Изменения с 1 апреля 2019
Существенных изменений в составлении и оформлении бумаг не произошло.
Контрагентам для урегулирования спорного вопроса потребуется:
- договор на поставку товара;
- счет-фактура;
- товарная накладная (ТОРГ-12);
- акт (в случаях, когда возвращается некачественный товар);
- форма ТОРГ-12 (потребуется при оформлении претензии).
Допускается замена товарной накладной и акта бракованной продукции на единую унифицированную форму (УПД), если бланк утвержден учетной политикой организации.
Кроме того, при оформлении каждого случая возврата нужно составлять претензию. В документе указываются причины, послужившие поводом для отправки товара продавцу.
Образец письма на возврат
Специально утвержденного бланка не существует, поэтому документ составляется в произвольном виде. Приветствуется, если документ будет заполнен на фирменном бланке организации. Если он отсутствует, то потребуется специально внести опознавательные реквизиты предприятия, заполнившего претензию.
Расскажем, какие основные пункты нужно указать в документе:
- сведения о заявителе, в частности, это наименование организации, ИНН, КПП, адрес фирмы, контактный телефон и эл.почту (кроме того, нужно указать контакты работника, с которым можно связаться для решения спорного вопроса);
- информацию об организации, поставившей товар (написать должность и ФИО руководителя фирмы, также ее наименование, ИНН, КПП, адрес);
- название составленного документа;
- описание сути претензионных требований: дата и номер договора, условия которого были нарушены (выявленные факты нарушений, например, поставлен некачественный товар, обнаружен брак или продукция не соответствует заявленному ассортименту);
- перечисленные подтверждающие документы, приложенные к письму;
- дата заполнения, с подписью руководителя предприятия.
Также можно установить конкретный срок для устранения недочетов.
Любые спорные ситуации можно решить, если действовать в соответствии с действующим законом. В течение трех лет налоговые органы могут проверить налогоплательщиков, правильно ли они оформляют возврат товара по новым правилам. Поэтому все документы учета нужно хранить надлежащим образом.