Обмен товара в магазине: правила, образцы заявлений и претензий
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 1 255

Как обменять товар в магазине: правила, условия, образец заявления

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Наталья Примакова
Время на чтение: 12 минут
АА

После приобретения товара покупатель имеет право обменять, вернуть его в магазин. Особенности процедуры зависят от того, имеет покупка дефекты или нет. Важно соблюдать правила передачи изделия, а также иметь необходимые документы. Рассмотрим, как произвести обмен товара в магазине.


Правила обмена и возврата

Правила обмена и возвратаУсловия возврата, обмена зависят от нескольких факторов:

  • соответствует ли его качество требованиям потребителя и закона;
  • является ли он технически сложным, относится ли к категории невозвратных;
  • сколько прошло времени с момента покупки вещи;
  • покупка была сделана через интернет или в офлайн-магазине.
Справка! Если во время продажи продавец сообщил покупателю, что товар имеет дефекты, а потребитель приобретет его, то вернуть изделие как некачественное не получится. Сделать это можно будет только при обнаружении иного, не оговоренного ранее, брака.

Закон «О защите прав потребителей» дает право на возврат как качественного, так и некачественного товара.

При этом отражены порядок и условия возврата:

Перед возвратом продавец должен предложить обменять товар на тот, который подойдет покупателю. Если такой отсутствует в магазине, не подходит по цвету, фасону, габаритам, комплектации, гражданину могут вернуть деньги.

Обмен может быть совершен и позже, после появления нужного товара в продаже. Покупатель должен дать согласие подождать.


Как вернуть товар в магазин, если дефектов нет?

Как вернуть товар в магазинПорядок возврата товара надлежащего качества следующий:

  1. Подготовка вещи к сдаче. Важно проверить, чтобы были сохранены все бирки, пломбы, ярлыки. Изделие не должно быть использовано потребителем. Лучше сохранить коробку, чехол, чек о покупке. Но при этом их отсутствие не является причиной отказа в возврате.
  2. Проверить срок покупки. Вернуть товар надлежащего качества можно только в течение 14 дней после приобретения.
  3. Передать покупку в магазин.
  4. Получить деньги. Способ их возврата зависит от того, как происходил расчет. При оплате наличными деньги передаются сразу. В случае безналичной оплаты средства должны быть перечислены на счет в течение 3 дней.
Отсутствие чека не является причиной для отказа в возврате. В соответствии со статьей 493 ГК РФ покупатель может подтвердить факт покупки свидетельскими показаниями.

Какие товары нельзя обменять и вернуть?

Какие товары нельзя обменять и вернутьВыделяют список товаров, которые не подлежат обмену и возврату при надлежащем качестве.

К ним относят:

  • медицинские товары;
  • продовольственные товары;
  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерию, косметику;
  • изделия, продающиеся по метрам;
  • швейные изделия;
  • бытовую химию;
  • мебель;
  • ювелирные изделия;
  • транспортные средства;
  • бытовую технику, электронику;
  • животных и растений и т.д.

Полный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.

Внимание! Самовольно расширить список товаров продавцы не вправе. Даже если они повесят объявление о том, что какая-то вещь не подлежит возврату, но она не входит в перечень, покупатель может настаивать на возврате.

Порядок обмена товара в магазине

Порядок обмена товара в магазинеПорядок обмена вещей надлежащего качества включает в себя несколько пунктов:

  1. Подготовить вещи к передаче в магазин. На них должны иметься бирки, пломбы, ярлыки. Изделие не должно быть использовано потребителем.
  2. Проверить срок покупки. Обмен товара надлежащего качества осуществляется только в течение 14 дней после приобретения.
  3. Передать покупку в магазин. Продавец должен предложить аналогичное изделие.
  4. Забрать новую вещь. Если аналогичного изделия нет, а клиент готов подождать, можно составить письменное соглашение о передаче подходящего товара после поступления.

Если же товар имеет дефект, то, в соответствии со статьей 18 ЗОЗПП, покупатель может потребовать произвести замену на изделие такой же марки, модели или на такой же товар другой марки, модели с последующим перерасчетом цены.

Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)

Важно соблюдать срок обмена. Провести процедуру можно в течение действия гарантийного срока. При его отсутствии устанавливается период, равный 2 годам.

В отношении технически сложных товаров устанавливается срок обмена – 15 дней. Позже провести процедуру можно только при выявлении существенных недостатков, нарушении срока устранения недостатков и невозможности использования вещи на протяжении более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

➟ Документы для обмена

Конкретного списка документов для обмена нет.

Но лучше собрать некоторые бумаги при обращении в магазин:

  • Подтверждение покупки. Можно предоставить кассовый, товарный чек. Если они отсутствуют, то можно предъявить выписку из банковской карты, показания свидетелей и другие доказательства факта покупки в этом магазине.
  • Заявление на обмен. Несмотря на то, что оно не является обязательным, лучше в письменном виде прописать просьбу обменять товар. При отказе можно будет подтвердить с помощью документа факт обращения.
  • Паспорт. Требуется для удостоверения личности.

➟ Претензия

Если продавец отказывается произвести возврат товара, составляется претензия.

В ней необходимо отразить следующую информацию:

  1. Наименование магазина, адрес расположения.
  2. Данные покупателя: фамилия, имя, отчество, адрес проживания, номер телефона.
  3. Требование осуществить возврат. Здесь прописываются характеристики покупки: марка, модель, артикул, описание. Также указываются причины, по которым требуемся поменять товар: наличие брака, описание дефектов, законные основания.
  4. Перечень документов, которые прикладываются к претензии и подтверждают факт покупки.
  5. Дата составления претензии.
  6. Подпись заявителя.

При подаче претензии и отказе продавца удовлетворить ее можно через суд взыскать с него штраф в размере 50% от стоимости покупки.

Образец заявления

Претензия составляется в произвольной форме. При оформлении можно использовать данный образец:


Куда и когда вернут деньги?

Куда и когда вернут деньгиЕсли покупатель не согласен на обмен или провести процедуру невозможно, продавцу потребуется вернуть деньги. В этом случае составляется акт или накладная о возврате. Стоит сохранять документы до получения денег.

В случае оплаты покупки наличными деньги могут быть возвращены так же на руки или на карту. Но при оплате картой возможен только обратный перевод.

Продавцу дается 3 дня на возврат денег. Окончательный срок зависит от того, как быстро банк проведет операцию.


Вопросы наших читателей

Какой порядок обмена при покупке в интернет-магазине?

При покупке товаров в интернет-магазинах действуют не только нормы ЗОЗПП, но и Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463. В соответствии с законами клиент вправе вернуть посылку без объяснения причин в течение 7 дней с момента его получения. Вместо этого он может заказать новое изделие.

Есть еще одно важное правило. Если продавец не вложил в коробку с изделием заполненную инструкцию с порядком возврата в установленный срок, то передать вещь в магазин можно в течение 3 месяцев.

Для возврата потребуются документ, подтверждающий оплату. Можно приложить даже скриншот из личного кабинета, письма на электронную почту.

В момент возврата составляется накладная или акт. Документы подписываются покупателем и продавцом (или его представителем). Возврат средств осуществляется в течение 10 дней с момента предъявления требования.

Через сколько дней можно обменять товар в магазине с чеком?

При покупке товара в обычном магазине на его обмен при надлежащем качестве отводится 14 дней. В данный срок входят выходные, праздничные дни. Если последний день оказывается нерабочим, срок продлевается до первого рабочего дня (статья 193 ГК РФ). Обменять вещь можно в любой день, даже в день приобретения. При этом дата покупки не считается.

Если изделие ненадлежащего качества, то обменять его можно в течение срока гарантии или на протяжении 2 лет при отсутствии указания на такой срок в документации. Для технически сложных товаров срок возврата составляет 15 дней.

Можно ли обменять товар после 14 дней надлежащего качества?

По закону, вернуть качественный товар по истечении 14 дней не получится. Важно успеть сделать это в данный срок.

Но продавцы или производители сами могут увеличивать период возврата. Об этом они должны оповестить покупателя в документации.

Можно ли вернуть товар не в том магазине, где покупал?

Перед обращением важно выяснить, кто является владельцем обоих магазинов. Если компании являются франшизой, то каждый магазин принадлежит разному юридическому лицу, даже при наличии одинаковой продукции, названия.

Вернуть товар можно только в сетевой магазин, принадлежащий одному владельцу. Для уточнения данных необходимо обратиться к чеку. В нем прописывается информация о юридическом лице, номер ИНН, ОГРН.


Подводные камни

Подводные камниПри обмене товара стоит помнить о некоторых нюансах:

  1. Вернуть товар может не только покупатель, но и другой человек. Например, при использовании дисконтной карты другого человека продавец может настаивать на том, что и возврат должен осуществлять он. Но потребителем является тот человек, который использует вещь. А значит – он может осуществить возврат.
  2. Если в чеке несколько покупок, можно вернуть одну из них. Продавец, забирая чек, должен снять с него копию. На ней ставится отметка о возвращенном товаре.
  3. Для доказывания своей правоты в суд важную роль играет претензия. Она должна быть составлена с перечислением тех фактов, которые указывают на неправомерность действий продавца. Если появляются сложности с оформлением документа, потребуется обращение к юристу.

Заключение

Подведем итоги:

  • Условия возврата, обмена зависят от того, качественный или некачественный товар желает вернуть покупатель.
  • Вернуть товар надлежащего качества можно только в течение 14 дней после приобретения.
  • Выделяют список товаров, которые не подлежат обмену и возврату при надлежащем качестве. Полный перечень товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.
  • Вернуть некачественный товар можно в течение действия гарантийного срока. При его отсутствии устанавливается период, равный 2 годам. Для технически сложных товаров срок составляет 15 дней.
  • При покупке в интернет-магазине клиент вправе вернуть посылку без объяснения причин в течение 7 дней с момента его получения или 3 месяцев, если продавец не довел до него порядок возврата и обмена.

Многие сталкиваются с нарушениями при обмене и возврате товаров в магазин. Наши юристы имеют большой опыт в делах, связанных с защитой прав потребителей. Если вам требуется консультация или помощь в подготовке документов, оставьте заявку и ожидайте ответа нашего специалиста.