БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phone Москва и обл: 8 (495) 109-30-96
phone Санкт-Петербург и обл: 8 (812) 209-31-74
phone По всей России: 8-804-333-06-88
👁 29

Что делать, если подрядчик некачественно выполнил работу?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 10 минут
АА

Многие граждане сталкиваются с проблемой некачественного оказания услуг по договору подряда и задаются вопросом, что делать в таком случае. Закон защищает права потребителей в данном случае. Поэтому подрядчик должен отвечать за некачественно выполненные работы. Рассмотрим, как действовать потребителю, чтобы защитить свои права.


Ответственность подрядчика за некачественно выполненные работы

Ответственность подрядчика за некачественно выполненные работы Ответственность подрядчика за некачественно выполненные работы устанавливается ст. 723 ГК РФ.

Заказчик может выдвигать следующие требования:

  • уменьшение стоимости работ соразмерно обнаруженным недостаткам;
  • безвозмездное исправление дефектов;
  • возмещение расходов на устранение недостатков третьими лицами.
Справка! Заказчик может предъявить претензии по качеству в любой момент выполнения работ и до тех пор, пока не подписан акт приема-передачи объекта недвижимости.

По Закону о защите прав потребителя гражданин может требовать устранение нарушений, которые были выявлены в течение гарантийного срока, если дефекты невозможно было выявить при приеме выполненной работы или услуги. При необходимости проводится дополнительный совместный осмотр объекта. Потребитель может привлечь к нему своего эксперта.

Подрядчик и заказчик заключают договор. В нем могут быть прописаны условия, снимающие ответственность за некоторые недостатки. Это не касается дефектов, связанных с бездействием подрядчика или его неправильными действиями.

Если по договору исполнитель поставляет строительные материалы, то он несет ответственность за их качество (ст. 475 ГК РФ).

При обнаружении в них недостатков потребитель имеет право на следующие требования:

  • снижение стоимости соразмерно выявленным дефектам;
  • замена материала на качественный;
  • возмещение затрат на устранение недостатков.

Если материал не подлежит замене или расходы слишком высокие, то заказчик имеет право требовать расторжение договора и возврат денег.

При отсутствии гарантийного срока потребитель может обратиться с претензией в разумный срок, который составляет 2 года после приема работ. Для объектов недвижимости этот период увеличивается до 5 лет. При обнаружении существенных недостатков претензии можно предъявить в течение установленного срока службы или 10 лет, если он не установлен, но понадобится доказать, что они возникли до принятия работ (ст. 737 ГК РФ).


Процедура досудебного урегулирования

Процедура досудебного урегулирования Потребитель в первую очередь должен обратиться к подрядчику с письменной претензией. Необходимо еще раз посмотреть пункты договора. В соглашении может быть указана ответственность исполнителя, а также меры, которые он должен предпринять при обнаружении дефектов.

Претензия направляется в письменном виде руководителю организации или индивидуальному предпринимателю. Она может быть передана лично или через заказное письмо с уведомлением.

На рассмотрение претензии подрядчику отводится 30 дней. Если ответа не последовало, то можно обращаться в суд.

Заказчик имеет право потребовать устранение недостатков в разумные сроки. Если подрядчик не будет их соблюдать, то потребитель может потребовать расторжение договора, возврат средств и компенсацию понесенных убытков. Сроки прописываются в соглашении, подписанном сторонами, или претензии, направленной исполнителю.

Требования об уменьшении цены или компенсации понесенных расходов удовлетворяются в течение 10 дней. Если заявление подано за пределами гарантийного срока, то дается 20 дней. При нарушении указанного периода с исполнителя может быть взыскана неустойка в размере 3% от стоимости заказа за каждый день.

Образец претензии

В законодательстве не установлено определенной формы претензии, поэтому ее содержание может варьироваться.

При этом обязательно следует указать следующие сведения:

  • данные о заявителе;
  • информация о подрядчике;
  • реквизиты договора;
  • выявленные недостатки;
  • требования к исполнителю.

В конце заявления ставится дата составления и личная подпись.


Обращение в суд

Обращение в суд Если претензия оставлена без внимания, то потребитель имеет право подать исковое заявление в суд.

Истец вправе заявить дополнительные требования, в том числе:

  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • штраф за невыполнение требований потребителя в размере 50% от общей стоимости заказа.

Если суд примет сторону истца, то он может обязать ответчика оплатить судебные расходы, услуги эксперта, представителя в суде.

Перечень документов

шаг 1 К иску необходимо приложить следующие документы:

  • договор об оказании услуг, работ;
  • платежные документы;
  • заключение эксперта о выявленных дефектах;
  • претензии подрядчику, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования конфликта.

Если экспертиза не проводилась, то она может быть назначена судом. Услуги специалиста оплачивает истец, но в дальнейшем эта сумма может быть взыскана с ответчика.

Образец иска

шаг 2 Иск составляется в соответствии со ст. 131 ГПК РФ.

В нем необходимо указать следующие сведения:

  • наименование отделения суда;
  • информация об истце, в том числе место проживания;
  • сведения об ответчике;
  • суть нарушения;
  • обстоятельства обнаружения дефектов;
  • информация о попытках досудебного урегулирования;
  • цена иска;
  • требования заявителя;
  • список прилагаемых документов.

 

Размер госпошлины

шаг 3 Размер сбора в государственную казну устанавливается ст. 333.19 НК РФ. При подаче иска неимущественного характера госпошлина составляет 300 руб.

Если спор касается прав потребителя, то размер сбора зависит от стоимости иска. Когда истец требует менее 1 000 000 руб., ему не потребуется оплачивать госпошлину. В случае, если цена иска выше, то сумма рассчитывается в соответствии с правилами, установленными ст. 333.19 НК РФ.

Куда подавать иск?

шаг 4 Иск подается лично или через представителя, если у последнего имеется нотариальная доверенность.

Если требования касаются защиты прав потребителя, то гражданин может самостоятельно выбирать, куда подать заявление:

  • по месту нахождения истца;
  • по юридическому или почтовому адресу ответчика;
  • по месту исполнения договора.
Внимание! Если спор касается объекта недвижимости, то можно обратиться в суд в том районе, где он находится.

Судебный процесс

шаг 5 После принятия искового заявления, судья назначает дату и время заседания, о чем должна быть уведомлена должным образом каждая заинтересованная сторона. Дело может быть рассмотрено при отсутствии истца или ответчика без уважительных причин.

На основании изложенных фактов и приведенных доказательств судья принимает решение удовлетворить требования полностью или частично или отказать в них. Оно вступает в силу через 30 дней. Это время дается на обжалование одной из сторон или другим заинтересованным лицам, если их не устроило решение. Если жалобы не поступило, то документ вступает в силу.


Судебная практика

Судебная практика Судебная практика показывает, что для истца важно подготовить хорошую доказательную базу. Так, в Тимирязевский суд Москвы обратился гражданка Б. с иском к ООО «РОГА и КОПЫТА» о взыскании средств за некачественно сделанный ремонт и компенсации морального вреда.

Оплата по договору на подряд составляла 332 238 руб. При этом истец просил оплатить работы по демонтажу некачественного материала, компенсации морального вреда в размере 500 000 руб., взыскать расходы на услуги эксперта, представителя в суде и оплату госпошлины.

В договоре, заключенном с подрядчиком, было указано, что ремонтные работы должны быть выполнены в строгом соответствии с дизайн-проектом. Качество материалов исполнитель должен был согласовывать с заказчиком. Однако, представители ООО «РОГА и КОПЫТА» не выполнили данные условия, представив результат низкого качества. Гражданке Б. пришлось обратиться в медицинское учреждение из-за ухудшения самочувствия.

Судья, рассмотрев доказательства, пришел к решению частично удовлетворить требования истца. Должностное лицо уменьшил требуемую компенсацию морального вреда до 20 000 руб. С ответчика также были взысканы убытки, понесенные истцом, судебные расходы, неустойку за неисполнение обязательств, госпошлина. В городской бюджет юридическое лицо должно будет заплатить штраф в размере 50% от присужденной суммы.

 


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей Можно ли жаловаться в полицию, если подрядчик некачественно выполнил работы?

Если спор касается прав потребителя, то жалоба в полицию будет бесполезной, так как это ведомство занимается другими вопросами. Поэтому рекомендуется сразу обращаться с претензией к самому подрядчику или в суд.

 


Подводные камни

Подводные камни Заказчики могут столкнуться со следующими проблемами:

  1. Определение низкого качества может быть затруднено тем, что проводятся скрытые работы. Например, в квартире во время ремонта менялся отопительный стояк, который затем закрывается шпаклевкой и другими отделочными материалами. В таком случае выявить нарушения можно будет только в процессе эксплуатации коммуникаций. Потребитель может предъявить претензию в течение гарантийного срока или 2 лет.
  2. Большинство потребителей сталкиваются с проблемами при написании иска. В заявлении должны быть четко указаны все нарушения. Юристы подскажут, какие требования можно предъявить к исполнителю. Не следует забывать, что помимо понесенных расходов, потребитель имеет право на компенсацию морального вреда, неустойку, оплату судебных издержек.
  3. Для оценки качества выполненных работ рекомендуется пригласить эксперта при возникновении малейших сомнений. Заказчик может требовать дополнительный совместный осмотр объекта с представителями подрядчика и специалистом.

Заключение

Подведем итоги:

  • Заказчик имеет право требовать исправления дефектов при выполнении работ в любой момент до их окончания и подписания акта.
  • Подача претензии допускается в течение гарантийного срока. Если он не установлен, то обратиться к подрядчику можно не позднее 2 лет после подписания акта и 5 лет, если речь идет об объекте недвижимости.
  • Перед обращением в суд необходимо написать претензию исполнителю.
  • Если подрядчик отказывается выполнять требования заказчика, то можно подавать исковое заявление.

Чтобы судья принял решение в пользу истца, необходимо тщательно подготовиться к судебному процессу. Не всегда у граждан есть на это время и требуемые знания. Поэтому рекомендуется обращаться к специалистам, имеющим большой опыт в подобных делах. Они помогут подготовить документы, грамотно составить иск, а при необходимости будут сопровождать на всех этапах судебного процесса.