БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phone Москва и обл: 8 (495) 109-30-96
phone Санкт-Петербург и обл: 8 (812) 209-31-74
phone По всей России: 8-804-333-06-88
👁 801

Что делать и куда обратиться, если банк не возвращает вклад?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 9 минут
АА

Многие граждане пользуются услугами финансовых организаций для того, чтобы получить доход с денежных средств. Если банк не возвращает вклад — что делать зависит от причины отказа. В большинстве случаев клиент может вернуть средства по первому требованию.


Возврат вклада из банка

Возврат вклада из банка Из-за сложной финансовой ситуации некоторые банки пытаются как можно дольше удержать деньги клиента на его счете. Отношения между вкладчиком и финансовой организацией регулируются гл. 44 ГК РФ.

Банки предлагают хранить у них деньги сроком от 1 месяца до 5 лет. Чем дольше срок, тем выше проценты. Гражданин имеет право требовать свои деньги обратно, даже если не вышло время, указанное в договоре. При досрочном снятии денежной суммы клиенту могут быть не выплачены дивиденды, о чем говорится в договоре с банком.

В ст. 189 ГК РФ указывается, что клиент в любое время может обратиться в финансовую организацию с требованием вернуть деньги или перевести их на другой счет в течение недели. Сотрудники банка не имеют право настаивать на том, чтобы вкладчик продлил договор.

Банк имеет право не возвращать вклад на следующих основаниях:

  • возникло подозрение в легализации незаконного дохода;
  • на паспорте есть сторонние отметки;
  • документ, удостоверяющий личность недействительный;
  • счет арестован судебными приставами.

В таких случаях клиенту необходимо устранить причины, по которым получен отказ, и повторно обратиться в финансовую организацию.


В каких случаях отказ в возврате вклада незаконен?

В каких случаях отказ в возврате вклада незаконен Банк не может отказать в выдаче средств по следующим причинам:

  • отсутствуют наличные средства;
  • для подозрений в легализации доходов нет весомых оснований;
  • банк ссылается на внешние обстоятельства.

Сотрудники финансовой организации не могут отказать в возвращении депозита из-за коронавируса, просить продлить или перезаключить договор. Если в банке отсутствует нужная сумма, то она должна быть заказана через инкассацию. Финансовые организации могут попросить клиентов заранее предупреждать о снятии вклада, чтобы подготовить деньги.


Что нужно делать в случае отказа в выдаче вклада?

Что нужно делать в случае отказа в выдаче вклада Для того, чтобы вернуть свои средства, гражданин должен предъявить удостоверение личности и договор. Требовать дополнительные документы сотрудники учреждения не должны.

Если служащие банка не соглашаются закрыть депозит и выдать нужную сумму, то клиент должен попросить их оформить отказ в письменном виде. В противном случае необходимо направить претензию руководству кредитной организации. Заявление составляется в письменном виде. Если сотрудники отказываются его принимать, необходимо направить документ заказным письмом с уведомлением.

Руководитель банка обязан рассмотреть заявление в течение 30 дней. По истечению этого срока клиенту должен быть направлен письменный ответ с мотивированным указанием решения. Если его не последовало, то гражданин может писать в вышестоящие инстанции с жалобой на нарушение его прав.


Куда жаловаться, если банк не возвращает депозит?

Куда жаловаться, если банк не возвращает депозит Клиенту банка предлагается несколько вариантов того, куда обратиться, если ему не возвращают средства.

Заявление на финансовое учреждение пишется в следующие инстанции:

Центробанк регулирует деятельность банков в России. Он следит за взаимоотношениями вкладчиков и кредитных организаций. Если права клиента нарушены, то ЦБ может не только заставить банк выплатить деньги, но и отобрать у него лицензию.

Закон № 177-ФЗ от 23.12.2003 предусматривает защиту вклада. При наступлении страхового случая, если банк будет признан банкротом, клиенту будет компенсированы денежные средства в размере до 1,4 млн. руб.

Направить жалобу в ЦБ РФ можно заказным письмом или через интернет-приемную на сайте. В обращении необходимо кратко и лаконично указать нарушения, допущенные банком. К заявлению прикладывается копия договора, претензии руководству банка и ответ на нее (при наличии).

Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Заявителю направляется письменный ответ на указанный в ней адрес. Если банк объявил себя банкротом, то возвратом средств начинает заниматься Агентство по страхованию вкладов.

Недовольный клиент финансовой организации может оставить свой отзыв на сайте банки.ру. Он не будет считаться официальной претензией, поэтому такой способ рекомендуется как дополнительная мера. На негативный отзыв обычно обращают внимание банки, которые дорожат своей репутацией.

Жалоба в прокуратуру пишется в случае, если действия сотрудников учреждения могут быть расценены как мошеннические. Заявление в госструктуру действенно при нарушениях законодательства.

Если обращения в другие инстанции не дали результата, то гражданин должен подавать иск в суд. Клиент финансовой организации может просить не только возврат вклада, но и компенсацию за использование его средств сверх положенного времени. При признании банка виновным в нарушении, суд может наложить на него штраф и обязать к выплате пени. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ истец может просить и возмещение судебных расходов.


Как составить досудебную претензию?

Как составить досудебную претензию Досудебная претензия пишется в письменном виде в 2 экземплярах. Один из них останется на руках у клиента банка, другой – в канцелярии организации. На первом экземпляре проставляется номер входящей корреспонденции и дата получения.

Образец досудебной претензии

Законодательством не установлен образец досудебной претензии.

В документе следует указать следующие сведения:

  • сведения о заявителе, с указанием личных данных, адреса проживания;
  • реквизиты договора;
  • сумма и условия вклада;
  • ссылки на нарушенные нормативно-правовые акты;
  • требования к организации;
  • список приложений.

Образец претензии можно посмотреть здесь. К заявлению прикладывается копия договора. Ответ на обращение клиент должен получить на электронную почту или заказным письмом на адрес, указанный в заявлении.

Если сотрудники банка отказываются в принятии претензии, то необходимо направить ее заказным письмом с уведомлением. Дата получения будет указана на почтовом отправлении. От нее отсчитывается срок, который дается представителям финансовой организации для рассмотрения заявления и принятия решения по нему. Например, 20 дней.


Обращение в суд

Обращение в суд Клиент и банк заключают договор об открытии депозита. Отношения между организацией и гражданином попадают под закон «О защите прав потребителей». Если банк нарушает договор и не выдает денежные средства, то клиент может подать заявление в суд (ст. 17 Закона № 2300-1).

Гражданин имеет право направить иск в суд на свое усмотрение:

  • по месту исполнения договора;
  • по адресу юридической организации;
  • по своему месту пребывания.

Иск может быть направлен по месту нахождения филиала банка, допустившего нарушения. Если требуемая сумма менее 1 000 000 руб., то госпошлина не оплачивается. От сумы, превышающей 1 000 000 р., высчитывается сбор в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

Внимание! В договоре с банком может быть прописано условие, что получить средства обратно вкладчик может только по истечению оговоренного срока. В соответствии со ст. 837 ГК РФ данный пункт является юридически ничтожным.

Образец искового заявления

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование суда;
  • данные об истце;
  • наименование банка, адрес нахождения филиала;
  • реквизиты договора;
  • нарушения со стороны банка;
  • требования к ответчику;
  • список приложений.

В иске рекомендуется указать нормативно-правовые акты, которые были нарушены финансовой организацией.

К заявлению прикладываются копии следующих документов:

  • договора;
  • досудебной претензии;
  • ответа на жалобу от руководства банка.

Помимо возврата денежных средств истец может требовать возмещения убытков и неустойку. Последняя составляет 3% от вклада за каждый день просроченных обязательств (ст. 28 Закона № 2300-1). В договоре могут быть указаны другие санкции за невыполнение его условий.

Заявление в суд можно подавать как в случае, когда банк не выдает вклад в связи с окончанием срока, так и при досрочном требовании возврата средств.


Заключение

Заключение Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Вкладчик имеет право потребовать расторжения договора с банком и возврата средств в любое время.
  2. Финансовая организация обязана перечислить деньги на другой счет или выдать наличными в течение 7 дней после получения заявления.
  3. В договоре с банком могут быть прописаны санкции в виде снижения процентной ставки при досрочном прекращении договора.
  4. Если банк не возвращает вклад, то клиент может обратиться в суд.

Для составления искового заявления могут потребоваться юридические знания. Поэтому рекомендуется обратиться к профессионалам. Юристы дадут подробную консультацию, которая значительно увеличит шансы на быстрое возвращение денежных средств.