Жалоба в ФССП: на судебных приставов, коллекторов, МФО, банк
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 4 645

Как написать жалобу в ФССП?

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Екатерина Ларионова
Время на чтение: 9 минут
АА

Сотрудники службы судебных приставов не всегда добросовестно исполняют свои обязанности. Если гражданин столкнулся с этим, он может обратиться в контролирующие органы. Также обращения направляют в учреждение на неправомерные действия банковских и других кредитных организаций. Чтобы жалоба в ФССП была принята и удовлетворена, нужно знать порядок ее оформления и варианты подачи.


Кто и почему может подать жалобу?

кто и почему может подать жалобу Обратиться в ФССП с жалобой может как взыскатель, так и задолжник. Также возможность направить документ имеют иные лица, если исполнитель или его решения затронули их интересы, ущемили права. Выделяют различные основания для обжалования.

При неправомерных действиях судебных приставов

Если права гражданина нарушены в ходе исполнительного производства, готовится соответствующее обращение.

В жалобе гражданин может выразить требования:

  • о прекращении исполнительного производства;
  • о приостановлении исполнительного производства;
  • решить ситуацию с неправомерным возбуждением исполнительного производства;
  • предоставить для ознакомления материалы по производству;
  • вынести постановление для снятия запрета на регистрационные действия на имущество, наложенные без оснований;
  • соблюсти право на предоставление информации о ходе исполнительного производства;
  • провести оспаривание административного штрафа.

Справка! Пожаловаться можно на бездействие судебного пристава по исполнительному производству, нарушению процессуальных сроков и прав взыскателя. Часто с этим сталкиваются граждане, взыскивающие алименты.

Не только бездействие, но и неправомерные действия могут стать причиной для направления обращения. Поэтому можно подать документ о принятии исполнительного листа при отсутствии законных оснований для этого.

На коллекторов

ФССП является органом, контролирующим деятельность коллекторских агентств. Нормы прописываются в Указе Президента №670 от 15 декабря 2016 года.

Граждане могут подать жалобу на коллекторов. В документе отражаются претензии по работе организаций. На основании обращения может быть проведена внеплановая проверка. При подтверждении нарушений организация привлекается к административной ответственности.

На МФО

МФО занимаются взысканием задолженности по просроченным займам. Они подчиняются ФЗ №230 от 3 июля 2016 года, соблюдение которого контролирует ФССП.

При нарушении прав физических и юридических лиц приставам можно подать жалобу на МФО:

  • на поступающие уже после расторжения договора звонки о возврате денежных средств;
  • на частые и поздние звонки в рабочие и выходные дни;
  • на оповещение гражданина после того, как он передал свои полномочия по решению ситуации адвокату;
  • на психологическое давление, унижение чести и достоинства;
  • на введение в заблуждение относительно последствий невозврата долга.

На банк

Граждане могут направить обращение в ФССП на банк при нарушении их прав.

Среди распространенных оснований выделяют:

  • превышение максимально допустимого контакта с кредиторами;
  • контакты с близкими людьми задолжника, которые не имеют обязательств перед банком;
  • взаимодействие с должниками при расторжении договора;
  • психологическое давление, угрозы, оказываемые работниками банка.

Куда можно пожаловаться?

куда можно пожаловаться Начальной инстанцией, куда нужно обратиться при нарушении прав граждан сотрудниками ФССП, является непосредственно служба. Вышестоящие должностные лица оказывают влияние на подчиненных. Они могут отменить имеющееся и вынести новое постановление.

Если проблема так и осталась нерешенной, влиять на бездействие сотрудников ФССП можно через следующие государственные органы:

  1. Министерство юстиции. Орган осуществляет контроль и координирует деятельность ФССП России.
  2. Прокуратура района. Осуществляет надзорную деятельность за соблюдением законодательных норм органом исполнительной власти.
  3. Районный суд. Обращение возможно в случае, если действие/бездействие пристава привели к ущербу заявителя.

Когда можно обратиться?

когда можно обратиться В Министерство юстиции и прокуратуру можно обратится в любое время после того, как гражданин узнал о нарушении собственных прав.

Законом установлены сроки обращения в суд для обжалования постановления ФССП. Заявление может быть направлено в течение 10 дней с момента, когда было принято неправомерное постановление, приставом совершено действие или было выявлено бездействие.

Отсчет начинается с момента, когда гражданин узнал о нарушении собственных прав.

Если данные сроки не будут соблюдены, жалобу могут отклонить. Заявитель может ходатайствовать о восстановлении сроков. Но удовлетворят обращение только при наличии достаточных оснований.


Порядок подчиненности

порядок подчиненности Судебные приставы осуществляют свою деятельность в рамках государственного органа исполнительной власти – ФССП России. В ее структуре есть подразделения центрального аппарата, управления на уровне субъектов и отделы районного, межрайонного и специализированного уровней.

Обжалование правонарушения СП проводится в порядке подчиненности.

  1. Жалобу на неправомерные действия пристава рассматривает старший судебный пристав.
  2. Постановление, выписанное им, утвержденный акт подчиненного могут быть оспорены через главное должностное лицо УССП.
  3. Если отмечается противоправное деяние или бездействие старшего пристава ФССП, то направить жалобу можно заместителю главного пристава РФ.
  4. При нарушениях закона руководителем УССП и заместителем руководителя ФССП обжалование проводится у руководителя ФССП.

Документ может быть направлен как вышестоящему должностному лицу, так и самому нарушителю. Последний в течение 3 дней должен передать обращение по назначению.


Правила составления

правила составленияПорядок составления жалобы отражен в статье 124 ФЗ №229 от 2 октября 2007 года. В нем приводится форма и содержание документа (образец).

Составлять жалобу нужно в письменном виде с обязательной подписью гражданина. Если обращение оформляется доверенным лицом, прикладывается нотариальная доверенность, паспорт родителя (при подаче документа от имени несовершеннолетнего). Другие документы прикладываются только по требованию должностного лица.

В жалобе нужно отразить:

  • ФИО пристава, который нарушил права гражданина, или данные банковской организации, МФО;
  • данные физического или юридического лица, заявляющего о нарушении, адрес его проживания;
  • суть обращения;
  • требования, имеющие обоснования.

Документ может быть также составлен в электронном виде через соответствующие онлайн-ресурсы.


Как подать обращение?

как подать обращениеНаправить жалобу можно несколькими способами. Если гражданин не может прийти самостоятельно в ФССП, то допускается обращение через интернет.

При личном посещении обжалование действий пристава производится сначала по месту его службы. Попасть на личный прием к нему можно, предварительно записавшись. Сделать это можно электронно через портал ФССП.

Если общение не имело результата, можно обратиться к руководителю структурного подразделения. Прием производится по установленному графику после предварительной записи.

Внимание! Попасть к начальнику подразделения центрального аппарата ФССП можно только при наличии письменного ответа от руководителя УССП.

Также передать жалобу можно по телефону, факсу, почтовым отправлением.

Допускается обжалование неправомерных действий через интернет. Подать документ в электронном виде можно через сервис, функционирующий на базе портала учреждения. Для этого потребуется регистрация личного кабинета. При его отсутствии уведомление о правонарушении передается через интернет-приемную, где нужно будет заполнить имеющуюся форму.

Последний вариант может быть использован только для оповещения о ненадлежащем поведении служащего. Жалоба, например, о снятии запрета на регистрационные действия подана быть не может. Потребуется соблюдение официального порядка.

Подать жалобу можно через портал Госуслуги. На нем имеется раздел, через который проводится досудебное обжалование. После заполнения формы документ направляется на рассмотрение ФССП. В личном кабинете на Госуслугах можно отследить статус заявки.


Причины отказа

причины отказа В соответствии со статьей 125 ФЗ №229 жалобу могут отклонить при следующих нарушениях:

  • указание в качестве предмета обжалования постановления и взыскании исполнительского сбора;
  • нарушение регламента и формы подачи жалобы;
  • наличие судебного решения по данному вопросу;
  • направление обращения в отношении лица, не состоящего на службе в ФССП.

Заявитель получает уведомление об отклонении в течение 3 дней. При необоснованном решении можно обратиться в судебные органы.


Вынесение решения

вынесение решенияВ статье 126 ФЗ №229 отражены сроки рассмотрения жалобы.

Они составляют 10 дней с момента ее передачи.

После рассмотрения выносится решение:

  • полностью или частично отменить постановление, которое оспаривалось;
  • отменить акт и обязать должностное лицо принять новый;
  • признать обжалуемое деяние или бездействие противоправным, потребовать прекратить его и устранить последствия.

Если жалоба удовлетворяется судом, прокуратурой, пристав привлекается к ответственности в рамках АПК РФ или иного нормативно-правового акта. Также заявителю могут быть компенсированы расходы, моральный вред.

Жалоба в ФССП может быть подана как на неправомерные действия пристава, так и кредитного учреждения, коллекторов. Документ оформляется в письменном виде и передается лично. Допускается обращение через интернет. Если жалоба будет принята, нарушителя привлекают к ответственности.