Возврат товара без чека возможет только в ряде ситуаций. Сначала нужно оценить состояние товара, сроки возврата, наличие бирок и этикеток. То есть при возврате чек играет далеко не самую важную роль. Некоторые товары нельзя вернуть даже при его наличии.
О том, когда товар можно вернуть без чека, а когда и он не поможет, читайте в нашей статье.
Содержание
Можно ли вернуть товар без чека в магазин?
Некоторые потребители уверены, что вернуть купленное изделие в магазин удастся только при наличии чека. Но в законе «О защите прав потребителей» отмечается, что квитанция не обязательна. Право на возврат без чека дается в статьях 18 и 25 закона №2300-1.
Также при обращении в магазин можно ориентироваться на статью 493 ГК РФ. В ней отмечается, что если клиент потерял документ, подтверждающий покупку, продавец не вправе отказать в приеме товара обратно. Для удостоверения факта приобретения вещи в конкретном магазине достаточно привлечь свидетелей.
Когда можно вернуть товара в магазин без чека?
В соответствии с ЗОЗПП обмен товаров и передача их в магазин производятся по одинаковым правилам для всех случаев: с чеком или без него.
Надлежащего качества
Вещь надлежащего качества можно передать обратно в магазин в течение 14 дней.
Стоит помнить о важных требованиях:
- вещь не была использована;
- сохранился внешний вид изделия;
- в наличии имеются ярлыки и бирки;
- свидетели могут удостоверить продавца, что покупка была совершена у него.
Вернуть качественный товар без бирки не получится. Допускается возврат изделия без упаковки. Отказать в процедуре при отсутствии коробки продавец не вправе.
Некачественного товара
Товар ненадлежащего качества можно вернуть при отсутствии чека в течение 2 недель, а также пока длится гарантийный срок. Если в талоне не указан период гарантии, то заявить о возврате покупатель вправе на протяжении 2 лет после покупки.
Вернуть бракованный технически сложный товар можно в течение 15 дней, если были выявлены незначительные дефекты. В случае пропуска срока можно осуществить возврат по гарантии, если будут обнаружены существенные неисправности.
Какой товар без чека не получится вернуть в магазин?
В некоторых случаях при отсутствии квитанции вернуть вещь в магазин не получится:
- Изделия, которые не подлежат возврату при соответствии качества. Например, это относится к любым продовольственным покупкам.
- При оплате наличными отсутствовали свидетели, а чек был утерян.
- Возврат сломанного товара, порча которого произошла при воздействии покупателя. Например, на телефон пролили воду, и он вышел из строя.
- Товар относится к категории непродовольственных товаров, не подлежащих возврату. Ранее перечень был отражен в Постановлении Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года.
- Покупатель пропустил 15-дневный срок при возврате технически сложных товаров. При этом должны быть выявлены несущественные нарушения.
Порядок действий
Для осуществления возврата потребуется собрать доказательства покупки и направить претензию в магазин. Продавец после рассмотрения обращения принимает решение. Если оно будет положительным, покупателю вернут деньги.
Подготовка доказательств
При отсутствии квитанции факт покупки придется подтверждать иными доказательствами.
К ним можно отнести:
- талон о наличии гарантии, в котором проставлена печать и подпись продавца;
- выписку из счета банка (при безналичной оплате);
- показания свидетелей, которые были вместе с покупателем в момент приобретения вещи.
Также в магазинах устанавливаются камеры видеонаблюдения. Можно попросить администрацию посмотреть видеозапись конкретной даты.
Составление претензии
После сбора документов необходимо составить претензию.
В тексте нужно отразить следующую информацию:
- данные продавца (название магазина, адрес расположение, ФИО руководителя);
- данные обращающегося (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
- момент совершения покупки;
- описание приобретенного товара, характеристики (бренд, модель, цвет), стоимость;
- подтверждение, что покупка была совершена в конкретном магазине (показания свидетелей, гарантийный талон);
- просьба вернуть средства за товар;
- дата, подпись.
Срок ответа составляет до 45 дней в зависимости от предъявленного требования. Продавец может инициировать экспертизу, чтобы проверить факт брака. Она оплачивается магазином.
Оформление возврата
Если продавец признает обоснованность обращения, средства могут быть возвращены. Покупатель передает изделие в магазин, составляется акт приема-передачи.
Также необходимо составить заявление на возврат денег. При оплате наличными средства выдаются на руки. Если осуществлялся безналичный расчет, деньги поступают на карту. Но зачисление возможно в течение нескольких дней.
Что делать, если продавец не принимает товар без чека?
Если продавец отказывает в приеме изделия без квитанции, покупателю нужно отстаивать свои права в вышестоящих инстанциях. Потребуется обратиться в Роспотребнадзор или судебные органы.
Жалоба в Роспотребнадзор
Спорные моменты в отношениях между представителями рынка и потребителями рассматриваются специальным органом – Роспотребнадзором. Перед тем, как подавать жалобу на магазин, следует соблюсти претензионный порядок. Иначе проверку инициировать не удастся.
Направить обращение в контролирующий орган можно несколькими способами:
- лично, обратившись в территориальный орган;
- передать комплект документов почтовым отправлением;
- через официальный сайт;
- по телефону.
После того, как обращение будет принято, инициируется проверка. Специалисты проанализируют, насколько продавец соблюдает требования законодательства.
При оформлении жалобы необходимо указать следующую информацию:
- адрес и название органа Роспотребнадзора в конкретном субъекте;
- данные о заявителе (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
- описание произошедшего (дата, время приобретения, характеристики товара, причина возврата);
- сведения, что письмо с претензией было направлено на адрес продавца;
- данные о результате рассмотрения претензии;
- доказательства, что покупка была совершена у данного продавца;
- дату, подпись.
Регистрация жалобы проводится в течение 3 суток. После этого осуществляется проверка. Заявитель получает ответ в течение 30 дней.
Иск в суд
При отсутствии результата обращения в контролирующую инстанцию можно подать иск в суд.
В этом случае покупатель может взыскать как деньги за товар, так другие выплаты:
- неустойку;
- штраф;
- компенсацию морального вреда.
Истец может самостоятельно определить орган. Он вправе направить заявление по месту проживания или адресу, где находится магазин.
В исковом заявлении необходимо отразить:
- наименование судебного органа;
- данные истца (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
- обстоятельства произошедшего (дата, время покупки, характеристики товара);
- соблюдение претензионного порядка и ответ на обращение со стороны продавца;
- доказательства факта покупки;
- требования истца (вернуть деньги за товар, компенсировать моральный вред, оплатить неустойку);
- дату, подпись.
Судебное разбирательство обычно длится 1-2 месяца. В ходе рассмотрения дела может быть назначена экспертиза для оценки качества товара.
На заседание могут быть приглашены свидетели. Они должны подтвердить факт совершения покупки в конкретном магазине.
Вопросы наших читателей
Права потребителей могут нарушаться продавцами. Чтобы знать, как действовать в той или иной ситуации, необходимо изучить ответы на часто задаваемые вопросы.
Можно ли вернуть товар без чека в течение 14 дней?
В соответствии с законом срок 14 дней является стандартным периодом для возврата. Неподходящий товар покупатель может вернуть в данный период, составив заявление.
Даже если чек отсутствует, возврат возможен.
Подтвердить факт покупки можно с помощью:
- показаний свидетелей;
- фото- и видеокадров с момента примерки;
- копии чека, который может быть в бухгалтерии магазина (второй экземпляр чека).
Если магазин отказывается вернуть деньги, нужно подать претензию. При отсутствии результата следует обращаться в Роспотребнадзор или суд.
Можно ли вернуть бракованный товар без чека в магазин?
Вернуть бракованный товар без чека можно.
Для этого необходимо следовать инструкции:
- Покупатель должен обратиться в магазин с заявлением, указав выявленные недостатки. Продавец может вернуть деньги за товар или проигнорировать обращение.
- Во втором случае подается письменная претензия в адрес руководства магазина. После ее рассмотрения продавец возвращает деньги или отказывает в возврате.
- Может быть назначена экспертиза товара. Она необходима, чтобы установить причину негодности изделия. Деньги будут возвращены при выявлении производственного брака и отсутствии вины покупателя.
- Если продавец необоснованно отказывает в возврате, требуется обратиться в Роспотребнадзор или суд. На основании обращения выносится решение.
Подводные камни
Граждане могут столкнуться с трудностями при возврате товара без чека.
Среди проблемных моментов выделяют:
- отсутствие возможности возврата некоторых видов товара;
- отсутствие доказательств факта покупки в конкретном магазине;
- сложности при составлении заявления на возврат, претензии, жалобы, иска в суд.
Заключение
После рассмотрения темы стоит выделить основные моменты:
- В законе «О защите прав потребителей» (часть 5 статьи 18, часть 2 статьи 25) отмечается, что возврат товара возможет без чека.
- Для подтверждения факта покупки потребуется привлечь свидетелей, фото- и видеоматериалы, гарантийный талон с отметкой магазина.
- Возврат вещи надлежащего качества возможен в течение 14 дней.
- Товар ненадлежащего качества можно вернуть при отсутствии чека как в течение 14 дней, так и после, пока длится гарантийный срок.
- Если после направления в адрес продавца претензии ответа не поступает или выносится отрицательное решение, требуется обратиться в Роспотребнадзор или суд.
Если у вас возникли проблемы с возвратом товара, юристы нашего сайта помогут составить претензию или иск в суд. Опишите ситуацию в форме связи и получите помощь от экспертов.