Возврат товара без чека по ЗоЗПП: при оплате банковской картой или наличными
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 2 627

Как без чека вернуть товар в магазин: надлежащего качества и бракованного

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 11 минут
АА

Возврат товара без чека возможет только в ряде ситуаций. Сначала нужно оценить состояние товара, сроки возврата, наличие бирок и этикеток. То есть при возврате чек играет далеко не самую важную роль. Некоторые товары нельзя вернуть даже при его наличии.

О том, когда товар можно вернуть без чека, а когда и он не поможет, читайте в нашей статье.


Можно ли вернуть товар без чека в магазин?

Можно ли вернуть товар без чека в магазинНекоторые потребители уверены, что вернуть купленное изделие в магазин удастся только при наличии чека. Но в законе «О защите прав потребителей» отмечается, что квитанция не обязательна. Право на возврат без чека дается в статьях 18 и  25 закона №2300-1.

Также при обращении в магазин можно ориентироваться на статью 493 ГК РФ. В ней отмечается, что если клиент потерял документ, подтверждающий покупку, продавец не вправе отказать в приеме товара обратно. Для удостоверения факта приобретения вещи в конкретном магазине достаточно привлечь свидетелей.

Справка! При оплате банковской картой онлайн производится электронный, безналичный расчет. Это подтверждается выпиской со счета о проведении транзакции, которую можно представить как доказательство.

Когда можно вернуть товара в магазин без чека?

Когда можно вернуть товара в магазин без чекаВ соответствии с ЗОЗПП обмен товаров и передача их в магазин производятся по одинаковым правилам для всех случаев: с чеком или без него.

Надлежащего качества

Вещь надлежащего качества можно передать обратно в магазин в течение 14 дней.

Стоит помнить о важных требованиях:

  • вещь не была использована;
  • сохранился внешний вид изделия;
  • в наличии имеются ярлыки и бирки;
  • свидетели могут удостоверить продавца, что покупка была совершена у него.

Вернуть качественный товар без бирки не получится. Допускается возврат изделия без упаковки. Отказать в процедуре при отсутствии коробки продавец не вправе.

Некачественного товара

Товар ненадлежащего качества можно вернуть при отсутствии чека в течение 2 недель, а также пока длится гарантийный срок. Если в талоне не указан период гарантии, то заявить о возврате покупатель вправе на протяжении 2 лет после покупки.

Вернуть бракованный технически сложный товар можно в течение 15 дней, если были выявлены незначительные дефекты. В случае пропуска срока можно осуществить возврат по гарантии, если будут обнаружены существенные неисправности.


Какой товар без чека не получится вернуть в магазин?

Какой товар без чека не получится вернутьВ некоторых случаях при отсутствии квитанции вернуть вещь в магазин не получится:

  1. Изделия, которые не подлежат возврату при соответствии качества. Например, это относится к любым продовольственным покупкам.
  2. При оплате наличными отсутствовали свидетели, а чек был утерян.
  3. Возврат сломанного товара, порча которого произошла при воздействии покупателя. Например, на телефон пролили воду, и он вышел из строя.
  4. Товар относится к категории непродовольственных товаров, не подлежащих возврату. Ранее перечень был отражен в Постановлении Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года.
  5. Покупатель пропустил 15-дневный срок при возврате технически сложных товаров. При этом должны быть выявлены несущественные нарушения.
Постановление Правительства РФ №55 с 1 января 2021 года утратило силу. Минпромторг России представил новый проект перечня. Но пока он не был принят.

Порядок действий

Порядок действийДля осуществления возврата потребуется собрать доказательства покупки и направить претензию в магазин. Продавец после рассмотрения обращения принимает решение. Если оно будет положительным, покупателю вернут деньги.

Подготовка доказательств

шаг 1При отсутствии квитанции факт покупки придется подтверждать иными доказательствами.

К ним можно отнести:

  • талон о наличии гарантии, в котором проставлена печать и подпись продавца;
  • выписку из счета банка (при безналичной оплате);
  • показания свидетелей, которые были вместе с покупателем в момент приобретения вещи.

Также в магазинах устанавливаются камеры видеонаблюдения. Можно попросить администрацию посмотреть видеозапись конкретной даты.

Составление претензии

шаг 2После сбора документов необходимо составить претензию.

В тексте нужно отразить следующую информацию:

  • данные продавца (название магазина, адрес расположение, ФИО руководителя);
  • данные обращающегося (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
  • момент совершения покупки;
  • описание приобретенного товара, характеристики (бренд, модель, цвет), стоимость;
  • подтверждение, что покупка была совершена в конкретном магазине (показания свидетелей, гарантийный талон);
  • просьба вернуть средства за товар;
  • дата, подпись.

Срок ответа составляет до 45 дней в зависимости от предъявленного требования. Продавец может инициировать экспертизу, чтобы проверить факт брака. Она оплачивается магазином.

Оформление возврата

шаг 3Если продавец признает обоснованность обращения, средства могут быть возвращены. Покупатель передает изделие в магазин, составляется акт приема-передачи.

Также необходимо составить заявление на возврат денег. При оплате наличными средства выдаются на руки. Если осуществлялся безналичный расчет, деньги поступают на карту. Но зачисление возможно в течение нескольких дней.


Что делать, если продавец не принимает товар без чека?

Что делать, если продавец не принимает товар без чекаЕсли продавец отказывает в приеме изделия без квитанции, покупателю нужно отстаивать свои права в вышестоящих инстанциях. Потребуется обратиться в Роспотребнадзор или судебные органы.

Жалоба в Роспотребнадзор

Спорные моменты в отношениях между представителями рынка и потребителями рассматриваются специальным органом – Роспотребнадзором. Перед тем, как подавать жалобу на магазин, следует соблюсти претензионный порядок. Иначе проверку инициировать не удастся.

Направить обращение в контролирующий орган можно несколькими способами:

  • лично, обратившись в территориальный орган;
  • передать комплект документов почтовым отправлением;
  • через официальный сайт;
  • по телефону.

После того, как обращение будет принято, инициируется проверка. Специалисты проанализируют, насколько продавец соблюдает требования законодательства.

При оформлении жалобы необходимо указать следующую информацию:

  • адрес и название органа Роспотребнадзора в конкретном субъекте;
  • данные о заявителе (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
  • описание произошедшего (дата, время приобретения, характеристики товара, причина возврата);
  • сведения, что письмо с претензией было направлено на адрес продавца;
  • данные о результате рассмотрения претензии;
  • доказательства, что покупка была совершена у данного продавца;
  • дату, подпись.

Регистрация жалобы проводится в течение 3 суток. После этого осуществляется проверка. Заявитель получает ответ в течение 30 дней.

Иск в суд

При отсутствии результата обращения в контролирующую инстанцию можно подать иск в суд.

В этом случае покупатель может взыскать как деньги за товар, так другие выплаты:

  • неустойку;
  • штраф;
  • компенсацию морального вреда.
Если сумма иска менее 100 тысяч рублей, дело рассматривается в мировом суде. При более высокой стоимости иск направляется в городской/районный суд.

Истец может самостоятельно определить орган. Он вправе направить заявление по месту проживания или адресу, где находится магазин.

В исковом заявлении необходимо отразить:

  • наименование судебного органа;
  • данные истца (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
  • обстоятельства произошедшего (дата, время покупки, характеристики товара);
  • соблюдение претензионного порядка и ответ на обращение со стороны продавца;
  • доказательства факта покупки;
  • требования истца (вернуть деньги за товар, компенсировать моральный вред, оплатить неустойку);
  • дату, подпись.

Судебное разбирательство обычно длится 1-2 месяца. В ходе рассмотрения дела может быть назначена экспертиза для оценки качества товара.

На заседание могут быть приглашены свидетели. Они должны подтвердить факт совершения покупки в конкретном магазине.


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателейПрава потребителей могут нарушаться продавцами. Чтобы знать, как действовать в той или иной ситуации, необходимо изучить ответы на часто задаваемые вопросы.

Можно ли вернуть товар без чека в течение 14 дней?

В соответствии с законом срок 14 дней является стандартным периодом для возврата. Неподходящий товар покупатель может вернуть в данный период, составив заявление.

Даже если чек отсутствует, возврат возможен.

Подтвердить факт покупки можно с помощью:

  • показаний свидетелей;
  • фото- и видеокадров с момента примерки;
  • копии чека, который может быть в бухгалтерии магазина (второй экземпляр чека).

Если магазин отказывается вернуть деньги, нужно подать претензию. При отсутствии результата следует обращаться в Роспотребнадзор или суд.

Можно ли вернуть бракованный товар без чека в магазин?

Вернуть бракованный товар без чека можно.

Для этого необходимо следовать инструкции:

  1. Покупатель должен обратиться в магазин с заявлением, указав выявленные недостатки. Продавец может вернуть деньги за товар или проигнорировать обращение.
  2. Во втором случае подается письменная претензия в адрес руководства магазина. После ее рассмотрения продавец возвращает деньги или отказывает в возврате.
  3. Может быть назначена экспертиза товара. Она необходима, чтобы установить причину негодности изделия. Деньги будут возвращены при выявлении производственного брака и отсутствии вины покупателя.
  4. Если продавец необоснованно отказывает в возврате, требуется обратиться в Роспотребнадзор или суд. На основании обращения выносится решение.

Подводные камни

Подводные камниГраждане могут столкнуться с трудностями при возврате товара без чека.

Среди проблемных моментов выделяют:

  • отсутствие возможности возврата некоторых видов товара;
  • отсутствие доказательств факта покупки в конкретном магазине;
  • сложности при составлении заявления на возврат, претензии, жалобы, иска в суд.

Заключение

ЗаключениеПосле рассмотрения темы стоит выделить основные моменты:

  1. В законе «О защите прав потребителей» (часть 5 статьи 18, часть 2 статьи 25) отмечается, что возврат товара возможет без чека.
  2. Для подтверждения факта покупки потребуется привлечь свидетелей, фото- и видеоматериалы, гарантийный талон с отметкой магазина.
  3. Возврат вещи надлежащего качества возможен в течение 14 дней.
  4. Товар ненадлежащего качества можно вернуть при отсутствии чека как в течение 14 дней, так и после, пока длится гарантийный срок.
  5. Если после направления в адрес продавца претензии ответа не поступает или выносится отрицательное решение, требуется обратиться в Роспотребнадзор или суд.

Если у вас возникли проблемы с возвратом товара, юристы нашего сайта помогут составить претензию или иск в суд. Опишите ситуацию в форме связи и получите помощь от экспертов.