Медицинские права граждан при получении медицинской помощи
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
phoneМосква и обл: 8-499-703-47-32
phoneСанкт-Петербург и обл: 8-812-309-78-23
phoneПо всей России: 8-800-333-52-20
👁 1 493

Права пациентов при получении медицинской помощи

Задать вопрос юристу быстрее. Это бесплатно!
Автор статьи
Марина Волкова
Время на чтение: 19 минут
АА

Граждане нередко сталкиваются с проблемами при обращении в медицинские учреждения. Права пациентов прописаны в ФЗ №323 от 21.11.2011. При нарушении требований закона учреждение и должностное лицо можно привлечь к ответственности. Рассмотрим, какие предусматриваются медицинские права граждан при получении медицинской помощи.


Права граждан в области охраны здоровья

Права граждан в области охраны здоровьяОсновные права пациентов прописаны в статье 19 ФЗ №323. Согласно норме, любой гражданин, который обращается в медучреждение, должен получить качественную медицинскую помощь в гарантированном объеме.

Также данные вопросы регулируются иными законами и нормативно-правовыми актами.

Право пациента

Норма закона

На бесплатную, качественную медицинскую помощь П. 1 ст. 41 Конституции РФ

Ст. 18, 19 ФЗ №323 от 21.11.2011

Ст. 16 ФЗ №326 от 29.11.2010

На выбор медицинской организации Ст. 18, 19 ФЗ №323 от 21.11.2011

Ст. 16 ФЗ №326 от 29.11.2010

На выбор врача Ст. 19, 21 ФЗ №323 от 21.11.2011

Ст. 16 ФЗ №326 от 29.11.2010

На возмещение вреда, который был причинен при оказании медпомощи Ст. 19 ФЗ №323 от 21.11.2011

Ст. 1064, 1068 ГК РФ

Получение сведений о заболевании, доступа к документам Ст. 19 ФЗ №323 от 21.11.2011

 

Данный перечень является неполным. Ниже рассмотрим подробнее основные права пациентов.

➟ На выбор врача и выбор медицинской организации

Право на выбор врача и медучрежения предоставляется ст. 21 ФЗ №323. Многие думают, что это доступно только при обращении в платные клиники.

Гражданин может выбрать в рамках программы государственных гарантий организацию на территории Российской Федерации, а также врача по согласованию с ним. Пациент может ознакомиться с информацией об учреждении и враче доступными для него способами.

Условия выбора следующие:

  • независимо от территориального-участкового признака;
  • смена учреждения не чаще 1 раза в год (кроме случаев с изменением места жительства).
Справка! Для выбора медучреждения и врача потребуется составить заявление. Оно оформляется на имя руководителя поликлиники.

После прикрепления гражданин может рассчитывать на первичную специализированную помощь. Это возможно по направлению участкового врача, а также при самостоятельном обращении. Неотложная и экстренная помощь оказывается в установленные законом сроки.

➟ На получение в доступной форме информации о состоянии здоровья

Право на доступ к сведениям о состоянии здоровья пациента гарантируется ст.22 ФЗ №323.

К предоставляемым сведениям относят:

  • результаты проводимых обследований, процедур;
  • наличие патологий, нарушений состояния здоровья;
  • установленный диагноз и возможные варианты развития;
  • способы оказания помощи;
  • возможные негативные последствия.

Информация предоставляется лично лечащим врачом. Сведения, касающиеся здоровья недееспособных граждан и детей, передаются законным представителям.

Закон запрещает предоставление информации против воли пациента. Если прогноз при заболевании неблагоприятный, врач должен деликатно сообщить об том самому гражданину или его родственникам. Второй вариант возможен только при наличии официального разрешения.

Также пациент может ознакомиться с документацией, отражающей состояние его здоровья. По его желанию справки, выписки и иные бумаги могут быть предоставлены в электронном виде.

➟ На получение консультаций врачей

Вопрос о необходимости консультации врача может решать не только медработник, но и сам пациент. Например, он может попросить собрать консилиум, чтобы рассмотреть проблемную ситуацию.

Но это право может быть ограничено. Если необходимый специалист отсутствует, то в сборе консилиума будет отказано.

Также пациент вправе сделать запрос на получение документов. С необходимыми выписками он может обратиться к другому врачу.

➟ На отказ от лечения

В соответствии со ст. 20 ФЗ №323 пациент должен дать согласие в письменном виде, подтверждающее возможность проведения медицинских манипуляций.

В документе, который подписывает гражданин, должно быть отражено:

  • цели оказания медпомощи;
  • методы;
  • риски;
  • варианты;
  • последствия;
  • результаты.

В отношении детей выбор делается законным представителем.

Гражданин вправе отказаться от вмешательства или требовать его прекращения. При этом можно не согласиться с прописанным лечением, но продолжать обращаться к конкретному врачу.

При отказе специалисты должны разъяснить лицу последствия. Официальный отказ фиксируется в документации учреждения.

В соответствии с пунктом 5 данной статьи медицинская организация вправе обратиться в суд, если в результате отказа родителями или законными представителями создается угроза жизни ребенка.

➟ На получение лечебного питания при лечении в стационаре

Правильно подобранное питание напрямую влияет на состояние пациента и его выздоровление.

В зависимости от заболевания человек при нахождении в стационаре должен получать пищу согласно режиму питания.

На выбор продуктов и меню влияют характер и стадия болезни, особенности нарушения обмена веществ.

➟ На надлежащие санитарно-гигиенические условия при лечении

В медицинских организациях должны быть созданы специальные условия. Это касается гигиены, соблюдения санитарных норм. Эти нормы отражены в ФЗ 30.03.1999 № 52-ФЗ и ФЗ 09.01.1996 № 3-ФЗ.

При нахождении в учреждениях, стационарах человек должен быть в безопасности, защищенным от внутрибольничных инфекций, послеоперационных осложнений при нарушении правил гигиены медиками. Контроль за соблюдением требований при оказании услуг осуществляется Роспотребнадзором.

➟ На защиту сведений, составляющих врачебную тайну

Понятие «врачебная тайна» предусматривает неразглашение информации о пациенте.

Врачу запрещено рассказывать другим лицам:

  • что пациент обращался в учреждение;
  • состояние пациента и его диагноз;
  • данные об обследовании.

Конфиденциальные сведения не могут быть разглашены. За это предусматривается ответственность.

➟ На возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинском помощи

Если после медицинского вмешательства наступили последствия для его здоровья или трагический исход, виновные лица привлекаются к ответственности.

В соответствии со ст. 1064, 1068 ГК РФ вред должен быть возмещен как врачом, так и медицинским учреждением.

Возможно получение компенсации вреда, полученного при неоказании помощи, а также морального вреда.

➟ На допуск адвоката или законного представителя для защиты прав

Интересы пациента может представлять адвокат. По закону он имеет право доступа в медучреждение, в котором проходит лечение гражданин.
При нахождении в стационаре ребенка вместе с ним может пребывать один из родителей или иной член семьи. Спальное место и питание доступно для сопровождающих детей до 4 лет.
Данное право может быть ограничено в условиях карантина или при нахождении больного в реанимации. В этом случае представитель решает вопросы с лечащим врачом.

➟ На допуск священнослужителя

В период нахождения в стационаре пациент имеет право пригласить священнослужителя.

Особенно часто это востребовано для проведения обряда крещения новорожденных детей, которые пребывают в роддоме.

Ограничение предусматривается, если религиозный обряд нарушает внутренний распорядок организации.

 

Какие медицинские права имеет пациент


Вопросы наших читателей

\вопросы наших читателейКак реализовать право на бесплатную медицинскую помощь?

Пациент имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках полиса обязательного медицинского страхования. Организация не может отказать ему в этом и должна оказывать ее в полном объеме в соответствии с требованиями закона.

Но граждане могут столкнуться с нарушениями их прав, взиманием денег за бесплатные процедуры.

В этом случае можно обратиться в контролирующие органы с жалобой:


Подводные камни

Подводные камниПри решении спорных вопросов с медучреждением можно столкнуться с трудностями:

  1. Важно подтвердить факт нарушения. Поэтому необходимо собирать все документы, выписки, справки, делать ксерокопии. Недобросовестные медики могут уничтожить данные, которые подтверждают их неправоту.
  2. Стоит ознакомиться с перечнем услуг, которые входят в полис ОМС. О многих процедурах и исследованиях врачи не сообщают пациентам.
  3. Проблемы могут возникнуть с подготовкой претензии, жалобы в вышестоящие органы. Может потребоваться помощь специалиста.

Заключение

Выделим основные моменты:

  • Основные права пациентов прописаны в ст. 19 ФЗ №323.
  • Гражданин имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации, квалифицированную медицинскую помощь, получение в доступной форме информации о состоянии здоровья.
  • Требования предъявляются и к нахождению в стационаре. Они касаются надлежащих санитарно-гигиенических условий в учреждении, получения лечебного питания.
  • Гражданин может потребовать любую документацию, связанную с его здоровьем, отказаться от прохождения процедур.
  • При нарушении прав пациента стоит обращаться в вышестоящие контролирующие инстанции.

Доказать свою правоту удается не всем гражданам. Если вы столкнулись с проблемами при обращении в медучреждение, наш юрист готов помочь вам отстоять ваши интересы. А при необходимости – составить жалобу, исковое заявление.